Французский военный историк Пьер Сервент был одним из немногих, кто предвидел нападение путина на Украину, видя в нем попытку уничтожения мировой демократии. В интервью газете Die Welt он высоко оценивает поворотный момент в Германии, но критикует канцлера Германии Олафа Шольца за то, что тот повторяет ошибки своей предшественницы Ангелы Меркель. Как утверждает историк, нынешняя война в Украине — это битва мировоззрений: демократия против автократии. Западная демократия в глазах путина — это система «слабаков», в то время как он придерживается культа маскулинности, как когда-то КГБ, где единственный выбор — между доминированием и подчинением.
«Путин убивает Украину. Мы, европейцы, теряем дар речи и больше не понимаем такого мира. Путин убежден, что 21 век — это век тоталитаризма. Популизм и экстремизм — это внутренние раковые опухоли наших обществ, сознательно подпитываемых извне. Мы живем в ЕС в анклаве счастья, окруженном жестоким параллельным миром. Эта война знаменует конец нашей наивности. Это заставляет нас выходить из нашего сказочного мира, — объясняет Пьер Сервант. — Мы верили, что через международные отношения, торговлю и своего рода позитивную глобализацию мы сможем исправить ошибки и остановить автократическое стремление к экспансии. Война путина — это не случайность, а урок, жестоко знаменующий собой переломный момент и начало нового мира».
Он признает, что существуют «осторожные аналогии» с 1930-ми годами, когда «один шок следовал за другим и один кризис предшествовал другому». Это порождает страх, и «все больше и больше людей обращаются к тиранам, выступающим в роли спасителей».
«Нацизм, сталинизм, фашизм — это их религии. Как и в 1930-х годах, снова появляются политики, толпы приверженцев которых относятся к ним как к мессиям, обещающим решить все проблемы. Мы обнимаемся с путиным, как обнимались с Гитлером в 1930-х годах. Унижение — это боевой клич всех поклонников путина. Эммануэль Макрон, хоть и очень талантливый, есть и останется ребенком своего поколения. По телефону он читает путину лекции по международному праву, забывая, что разговаривает с убийцей. путин сам с собой смеется над лекциями Макрона, — добавляет историк. — В наивности по отношению к россии можно обвинить не только Макрона, но и Ангелу Меркель. А Олаф Шольц, похоже, не сделал выводы из ошибок своей предшественницы. Он следует старой логике, что экономические интересы определяют политику. Европа пытается положить конец своей зависимости от российского газа и нефти, в то время как Шольц, отрезав себя от российской диктатуры, выбирает тоталитарный режим Китая как лучший выход. Мы больше не можем позволить себе такую непоследовательность».
Цели войны Путина, считает Сервент, остаются неизменными, плюс он заблокировал «дипломатический путь назад». Вернуться за линию 24 февраля, сесть за стол переговоров и договориться о статусе Крыма — это невозможно в его мировоззрении, подчеркивает историк. Путин убежден, что продержится еще долго, пока Запад устанет и обессилеет от войны. Глава кремля «считает европейских лидеров слабаками», кроме того, «ему все равно, будет ли война длиться пять или десять лет».
По мнению французского историка, шансом на прекращение войны стало бы падение режима путина. Последовательные мобилизации могут привести к перелому. Экономика страдает, элиты покидают страну. Нельзя исключать дезинтеграцию.
«Уже в 1917 году произошло восстание солдат против своих офицеров, закончившееся революцией. Я думаю, что такой сценарий вероятен, но трудно сказать, когда и как он реализуется», — объясняет историк, подчеркивая, что «даже тогда мы не избавимся от своих страхов» .
Читайте также: «Наглый путин может не оставить выбора»: в США впервые заявили о прямом вмешательстве в войну