Уже одиннадцатый месяц подряд внимание СМИ и общественности приковано к Житомирщине и делу терробороновца Виктора Ильченко и военнослужащего Александра Юрко из-за трагедии в городе Радомышль, которая произошла 7 марта 2022 года. В тот день двое вооруженных мужчин выехали по вызову, чтобы проверить сообщения о вероятной российской ДРГ. Как позже оказалось, за вражеских диверсантах старая соседка приняла двух подростков в камуфляже с игрушечным оружием. Из-за стечения трагических обстоятельств старший мальчик погиб, а младший получил ранения.
К сожалению, в деле появились новые, довольно неожиданные и неприятные обстоятельства. А вместе с ними — чувство дежавю. Это уже было, когда прокуратура вчерашним добровольцам «шила» белыми нитями дела и бросала за решетку, превращая вчерашних героев АТО в уголовников. История имеет привычку повторяться — на этот раз с представителем общественного формирования «Радомышльская варта». Из Виктора Ильченко прокуратура упорно лепит убийцу, пытаясь сделать из него главного виновника трагедии. Обвинение совершает группа прокуроров Житомирской специализированной прокуратуры в военной и оборонной сфере Центрального региона, во главе с прокурорами Сергеем Галичанским и Александром Ваховским. Теперь терробороновца защищают адвокаты АО «Радзиевский и партнеры». С руководителем адвокатского объединения Юрием Радзиевским ФАКТЫ поговорили о новых подробностях резонансного дела.
«Одна из задач уголовного производства состоит в том, чтобы ни один невиновный не был обвинен или осужден, чтобы ни одно лицо не подверглось необоснованному процессуальному принуждению, а к каждому участнику уголовного производства была применена надлежащая правовая процедура. Но прокуроры забыли об этом.— отмечает известный адвокат. — Они системно искажают обстоятельства дела, игнорируют доказательства, фальсифицируют их, чтобы любой ценой продлить срок пребывания Виктора Ильченко под стражей. Пока он безосновательно и незаконно содержится под стражей уже более 10 месяцев. Беспрецедентный беспредел прокуроров привел к значительному ухудшению состояния здоровья подзащитного: во время одного из судебных заседаний ему стало плохо, так что пришлось вызвать скорую помощь. В СИЗО Виктор Ильченко пережил ишемическую атаку, впоследствии у него неоднократно фиксировали аномально высокое кровяное давление. Собственно, 10 лет назад Ильченко уже пережил инсульт и велик риск того, что он может повториться снова», — рассказал Радзиевский.
— Юрий, от версии о злом умысле сторона обвинения так и не отказалась?
Прокуроры хорошо понимают, что в действиях обвиняемых не было умысла на убийство, а трагедия произошла из-за недоразумения. Человек очутился не в то время и не в том месте. Но это не мешает им винить Ильченко в умышленном убийстве. В обвинительном акте говорится, что
— Результаты экспертизы, проводившейся в ходе досудебного следствия, обвинение тоже не учитывает? Ведь не только обвиняемый Виктор Ильченко неоднократно заявлял, что не стрелял в направлении детей. Эксперты этот факт тоже ведь доказали ?
Более того, следователь в уголовном производстве провел три осмотра места происшествия с единственной целью — отыскать хотя бы одну из пуль, выпущенных из оружия Виктора Ильченко. К проведению осмотров следователь даже привлек специалиста, который обследовал территорию с помощью металлоискателя. Обнаруженные пули направили на экспертизу. Были проведены две экспертизы оружия и медико-криминалистическое исследование одежды раненого мальчика. Однако ни в теле погибшего, ни в предметах вокруг места события пули из оружия Ильченко не были найдены. Не был доказан и тот факт, что Алексей Нечипоренко был ранен из оружия Виктора Ильченко. Напротив, одна из экспертиз показала, что другой подросток был убит как раз из оружия Александра Юрко. Но это не мешает прокурорам заявлять о том, что именно Ильченко стрелял на поражения потерпевших.
— В обществе в последнее время звучат опасения по поводу того, что наша правоохранительная система после окончания войны может начать ломать нимб защитникам-героям. Потому что, как говорится, был бы человек, а дело всегда найдется. А тут еще и война не закончилась.
По этому делу прокуратура продолжает повсеместно игнорировать войну — тот факт, что событие произошло в условиях войны, а Ильченко фактически был членом местной терробороны и защищал город от российской агрессии. Не учитывают и то, что оба подозреваемых прибыли на место происшествия, реагируя на сообщения о вражеской ДРГ, и что дети были одеты в камуфляжную форму и имели при себе автоматы. Прокурор вообще заявлял, что на территории Радомышля не было никаких столкновений с россиянами. Такие заявления были опровергнуты данными из воинской части и полиции, которые мы получили в ответ на адвокатские запросы. На самом деле, в период с 28 февраля по 7 марта прошлого года столкновения с врагом с использованием стрелкового оружия происходили в городе почти каждый день.
В обвинительном акте прямо указано, что Виктору Ильченко и Александру Юрко в момент происшествия ничего не угрожало, и они это осознавали. На самом деле, у обвиняемых были все основания полагать, что они имеют дело именно с враждебными диверсантами. Многие свидетели сообщают о том, что на месте трагедии терробороновцы передвигались от укрытия к укрытию, то есть они были убеждены, что имеют дело именно свраждебными диверсантами, а не с малолетними ребятами. О том, что это были дети, Ильченко и Юрко узнали, к сожалению, когда уже было поздно.
— Тогда, по логике обвинения, оружием они тоже завладели незаконно, ведь выходит, опасности для Радомышля не было, россияне далеко, зачем автомат?
Вот Виктора Ильченко и обвиняют по ст. 263 УК незаконное приобретение оружия. На самом же деле ее бойцам «Радомышльской варти» при содействии местных властей и полиции выдали военные. Интересно, что второй обвиняемый, непосредственно убивший потерпевшего из этого оружия, обвинение по ст. 263 УК, не получил.
Также нашего подзащитного обвиняют в том, что он незаконно приобрел у якобы неустановленного лица реактивную противотанковую гранату РПГ-26, два корпуса оборонительных осколочных ручных гранат Ф-1, автоматическое стрелковое огнестрельное оружие 5,45 мм автомат сложный укороченный (АК) номер экземпляра которого 585 677. Хотя следствие точно установило происхождение указанного оружия — его выдавали военные при присутствии по инициативе местных органов власти. Во время допроса командир в/ч А2/92 Сергей Гришко сообщил, что 25 февраля 2022 года городской голова Радомышля обратился к воинской части с письмом, в котором он просил выдать оружие защитникам города для обеспечения охраны общественного порядка на территории общества и отражения возможных атак врага. В состав роты охраны входили представители органов местного самоуправления, бывшие работники правоохранительных органов, охотники. Впоследствии, 28 февраля представитель горсовета Виктор Шуляк получил 74 единицы оружия, которые и должны были выдать защитникам. Оно все зарегистрировано в книге учета по номерам и закреплению вооружением и технике, и автомат Калашникова, номер экземпляра которого 585 677, который впоследствии получил Виктор Ильченко, тоже. Согласно этим документам, городские власти получили это оружие от воинской части именно для вооружения членов «Радомышльской варти», которые обеспечивали общественный порядок и безопасность мирных жителей в первые дни боевых действий.
— История с оружием — это не единственное белое пятно в деле Виктора Ильченко. Ведь речь идет и о подделке документов? Какой именно документ подделали?
В процессе защиты адвокаты Виктора Ильченко обнаружили грубое процессуальное нарушение со стороны обвинения. Наш подзащитный был привлечен к уголовной ответственности до внесения сведений в ЕРДР по факту покушения на убийство несовершеннолетнего Алексея Нечипоренко. Об этом было сообщено суду. Прокуроры объяснили это тем, что по состоянию на 8 марта 2022 года следственные отделения полиции № 3 Житомирского районного управления полиции ГУНП в Житомирской области не имели доступа к ЕРДР из-за отсутствия интернета. Следовательно, начали следствие на основании постановления о начале досудебного расследования без внесения сведений в ЕРДР. Такая возможность действительно предусмотрена УПК. Однако удивительно, что при раскрытии материалов дела стороне защиты это постановление прокуроры сразу не показали. Защите ее предоставили аж в ноябре 2022 года — уже после того, как адвокаты заявили о привлечении к уголовной ответственности до внесения сведений в ЕРДР. К тому же в указанном постановлении (которая якобы была составлена 8 марта) было процитировано содержание статьи 615 УПК. Вот только статья была изложена в более поздней редакции от 1 мая 2022 года. То есть очевидно, что постановление о начале досудебного расследования до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований от 8 марта 2022 года является поддельным и на самом деле было составлено после 1 мая.
- Правда ли, что показания против Виктора Ильченко дал его бывший напарник из «Радомышльской варти», а ныне коллега по несчастью Александр Юрко? Это повлияло на продление срока содержания под стражей для вашего подзащитного?
В действительности, прокуроры привлекли второго обвиняемого Александра Юрко к фальсификации дела. 25 октября прошлого года тот обратился к прокурору Житомирской специализированной прокуратуры в военной и оборонной сфере Центрального региона Галичанского с заявлением о том, что Ильченко якобы систематически давит на него. Представляете себе арестанта, разгуливающего по СИЗО? Юрко жаловался, что Ильченко якобы приходил к нему в камеру, угрожал, требовал изменить показания в его пользу. Более того, Юрко заявил, что ехать на вызов с Ильченко 7 марта его фактически заставили. Мол, ему угрожали вооруженные люди, поэтому у него не было другого выбора. Хотя раньше Юрко говорил совсем другое — что Ильченко его попросил и он согласился. Прокурор Ваховский на судебном заседании 25 октября вообще заявил, что из-за этого якобы давления и визитов в камеру Юрко «вскрыл себе вены» и попал в медицинскую часть.
Это заявление Юрко прокуроры использовали, чтобы продлить срок содержания Виктора Ильченко под стражей. На самом деле такое заявление является сообщением о преступлении, поэтому прокурор должен был начать расследование по нему, опросить заявителя, провести следственные действия. Однако никаких действий так и не было. Все заявления Александра Юрко опровергли наши адвокаты. Администрация СИЗО подтвердила, что оба обвиняемых содержались отдельно друг от друга, нигде не пересекались. Поэтому у Ильченко не было возможности давить на Юрко, а последний вообще не обращался в администрацию с заявлениями о давлении. Собственно, за медицинской помощью тоже не обращался и не получал ее. Позже во время допроса на суде сам Юрко опроверг информацию, которая была в заявлении — относительно того, что по вызову из-за ДРГ он поехал из-за угрозы жизни и здоровью.
— Все это очень грустно и напоминает попытки любой ценой посадить того, кого назначили очередным козлом отпущения, чтобы получить благодарность за выигранное дело.
Да, ни сознательными манипуляциями, ни использованием откровенно ложной информации. Вот вам буквально несколько примеров. В ходе рассмотрения дела прокуроры заявляли, что сразу после трагедии обвиняемые бросили потерпевших в беспомощном состоянии и покинули место происшествия. На самом же деле они остались и оказали раненому первую помощь. И сам мальчик рассказал об этом во время допроса. Еще одна выдумка прокурора, что в ходе досудебного расследования якобы было установлено, что Даниил Бельченко, убегая от зашедших во двор мужчин, выбросил белый игрушечный автомат, стрелявший водой. Попробовали извратить и показания женщины, которая вызвала терробороновцев, потому что увидела во дворе вероятных диверсантов. Стремились свести показания к тому, что она видела просто двух человек, а это уже защита заговорила о якобы ДРГ. Женщина подтвердила, что видела людей в военной форме, которые прятали оружие, и говорила, что опасалась за свою жизнь…
Несмотря на манипуляции, поддельные документы и лживые показания вчерашнего побратима, адвокаты АО «Радзиевский и партнеры» продолжают защищать Виктора Ильченко. Делают это бесплатно, потому что в этом деле не видят ничего, кроме вопиющей несправедливости, которую и стремятся исправить. Чтобы адский февраль 2022 года, кроме новых Героев, не дал старт еще и новым «посадкам» неугодных бойцов добробатов, как это в свое время было с полком «Азов».