СТАРИННЫЙ ЧАЙНИК
Страна: Франция, Paris
Год создания: 1840
Скульптор: Jacob Petit
Высота: 23,5 cm
Я поражаюсь нашим людям. Ведь представить подобное даже невозможно. Почти целый год в стране идёт страшная война, унесшая и покалечившая сотни тысяч невинных жизней, разрушившая десятки крупных городов, сделавшая беженцами миллионы наших сограждан, а мы в музее проводим экскурсии. Длинные. Почти двухчасовые. Под завывание сирен воздушной тревоги. В холодном помещении. Часто при свете фонарей. И с термосами с заранее приготовленным кипятком, позволяющим согреть посетителей горячим чаем и кофе.
Смотрю на лица этих людей, приезжающих к нам из разных регионов страны, переживающей самое страшное испытание в своей истории, — и поражаюсь их удивительной стойкости и душевной силе. Многие из них приходят сюда не столько для того, чтобы, окунувшись в атмосферу потрясающей красоты фарфоровых чудес, собранных по всему миру и привезенных в Украину, на короткое время словно забыть о мучительных ужасах сегодняшних испытаний, сколько для того, чтобы восстановить внутреннее равновесие, подпитаться энергетикой неповторимого искусства — и с новыми силами вернуться в отрезвляющую действительность. Конечно же, каждый из нас будет вспоминать это непростое время по-своему. Одни — как время бесконечного горя и беспросветной тоски, другие — как время борьбы и надежд, без которых нам было бы просто не выжить. Никак.
Я вижу, как буквально на глазах, пропустив через истерзанные войной сердца теплую волну неповторимой красоты и любви, люди становятся светлее и добрее. Особенно когда в «Божественном» зале в окнах открывается вид на Андреевскую церковь и другие киевские храмы. Особенно когда «голос фарфора», совершенно неожиданно найденный нами в одной их тысяч собранных в музейной коллекции композиций, начинает сливаться с перезвоном церковных колоколов за окнами. Особенно когда тонкий перезвон словно откликается в душе каждого, кому посчастливилось прикоснуться к этому чуду.
Правда, случается и по-другому. Ведь в музей приходят разные люди. В том числе влиятельные и очень известные. Громко выражающие недоумение по поводу того, что ещё не нашлось никого, способного помочь нам решить коммунальные проблемы и сделать посещение музея доступным для всех. Они обещают исправить положение в ближайшее время, «завести» к нам «министров и послов», чтобы все, наконец, смогли увидеть силу украинского духа, не смирившегося перед врагом ни на поле боя, ни в глубоком тылу, где вместо поврежденных взрывами объектов критической инфраструктуры создаются новые объекты, где вместо уничтоженных вражескими ракетами театров и музеев открываются новые театры и музеи. В военное время.
Кстати, слушая громогласные рассуждения некоторых таких посетителей, без умолку рассказывающих о себе в музее, в который они пришли «как бы» увидеть для себя что-то новое, я всякий раз вспоминаю одну старинную дзенскую притчу. Известный профессор в гостях у мастера чайных церемоний, к которому он пришел, чтобы ближе познакомиться с этим древним искусством, никак не мог остановить поток славословий в свой же адрес.
Тогда мастер решил преподнести гостю наглядный урок. И, наливая ему в чашку горячий чай, не остановился даже тогда, когда вода через края чашки начала медленно растекаться по всему чайному столику.
- Что вы делаете?! — удивился гость. — Ведь чашка уже полна!
- Ну, вот теперь и вы понимаете, что человек, пришедший за новыми знаниями и при этом не освободивший свою чашку от переполняющих её накопившихся чувств и ощущений, новое воспринимать неспособен…
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.