Если россия начнет масштабное наступление зимой-весной, о котором в некоторых кругах даже говорят, как о большом наступлении, оно, вероятно, будет очень отличаться по характеру от того, какое страна-террористка начала 24 февраля 2022 года, заявил в интервью подполковник Ярмо Маттила, старший преподаватель Института военных наук Национального университета обороны Финляндии.
«Донбасский регион важен для россии, и Донецк все еще не полностью находится под их контролем. Таким образом, направление Донецка и Запорожья может быть наиболее вероятным направлением атаки, возможно, Харьков», — отмечает Ярмо Маттила.
Впрочем, он не считает, что мы увидим настоящее масштабное наступление. Для самой россии это просто бессмысленно. У агрессора больше шансов достичь своих целей, если он установит более ограниченный территориальный фокус.
«Я думаю, что россияне тоже усвоили этот урок. Конечно, они знали в прошлом, что нужно создать центр тяжести. Однако почему-то эти базовые уроки не были соблюдены. Направление беларуси также интересно как часть общей картины. Лидер страны лукашенко заявил на днях, что его страна „уже готова“ предложить россии помощь. Таким образом сосредоточенность на восточной Украине не исключает ударов с севера. белоруссия могла бы начать такое наступление, чтобы связать там украинские войска. Я не думаю, что с этого направления будет какое-то серьезное наступление, но оттуда можно усложнить оборонную борьбу Украины», — говорит Маттила.
О российских ракетах было сказано многое. По самым оптимистичным оценкам, в россии довольно скоро закончатся ракеты. Однако Ярмо Маттила опровергает такие надежды. Примеры, которые он приводит, включают баллистические ракеты малой дальности и двойного назначения, такие как С-300.
«Это, прежде всего, зенитная ракета, но она также используется для поражения целей на суше достаточно близко, на расстоянии около 100 километров. Таких ракет у россии все еще много, поэтому они пока не закончатся. Кроме того, россии придется ограничить использование более современных ракет большей дальности, которые можно запускать за несколько сотен и даже тысяч километров. Конечно, их уже не хватает. С другой стороны, есть признаки того, что они сумеют продолжать их производство. Однако объем производства, на который они способны ежемесячно, значительно меньше, чем в прошлом».
Мобилизация позволила росии компенсировать значительные потери войск. По словам Маттилы, есть признаки возможного нового наступления.
«россия наращивает наступательные силы и резервы, с которыми она может попытаться осуществить более масштабное наступление. Оборудование также переместили, так что что-то происходит. Сроки возможного наступления трудно оценить, но конец февраля и начало марта — это даты, упоминаемые в разных контекстах. Это может быть окно возможностей для того, чтобы что-то произошло. Но эта атака не стала бы неожиданностью для Украины. Пока полного коллапса не произошло, хотя россия наступает почти год. Ситуация уже некоторое время остается более статичной».
Обе стороны, считает эксперт, определенно ищут новые конфигурации, тренируют свои войска и наращивают ресурсы. У Украины все еще есть хороший потенциал для реагирования на российские атаки, и он еще более усилится благодаря военной помощи Запада.
Поэтому, по мнению подполковника, о большом наступлении в подлинном понимании этого термина не стоит говорить. На практике это потребует широкого привлечения всех родов войск и всех видов вооружений. Масштабное наступление также предполагает значительное изменение объема и темпов боевых действий по сравнению с нынешней ситуацией, а цели будут носить оперативно-стратегический характер. Маттила считает, что цели россии сейчас более умеренные, чем раньше. Учитывая важность Донбасса, этот регион может стать более ограниченной и реалистичной целью для россии.
О том, что россия готовится к «необратимому наступлению» в ближайшие месяцы, ранее также заявляли аналитики ISW.
Читайте также: Путин делает ставку на «политическую усталость»: директор ЦРУ Бернс спрогнозировал развитие событий в ближайшие полгода