Американские ортопеды научили украинских коллег исправлять сколиоз по новой методике
«Сколько шурупов нам нужно: шесть или восемь? Какой длины понадобятся стержни? В каких местах будем их крепить?» — если бы не операционные костюмы на мужчинах, которые вели этот разговор, можно было бы подумать, что я нахожусь на техстанции. И речь идет о ремонте автомобиля. Но эту беседу вели ортопеды-травматологи, готовясь к операции по исправлению сколиоза. Они внимательно рассматривали рентгеновские снимки пациента. Американские хирурги, приехавшие в Украинскую детскую специализированную больницу «Охматдет» по приглашению киевских и харьковских специалистов, сделали две операции нашим подросткам по новой методике.
- По сравнению с большинством детей, которые находятся в «Охматдете», у моего 15-летнего сына угол искривления позвоночника незначительный — 42 градуса, — говорит Наталья, жительница города Березань Киевской области. — Это третья степень, при которой уже нужно проводить операцию. А ведь у многих позвоночник искривился на 120 и даже на 140 градусов!
Мы с Натальей разговаривали на следующий день после операции. Ее сын Антон, вытянувшись в струнку, лежал на кровати. Ему было не до бесед: ныли швы, да и говорить в таком положении не очень удобно.
- Года четыре назад у Антона начала выпячиваться одна лопатка, появились боли в спине, они давали о себе знать после уроков физкультуры, — продолжает мама. — Врачи посоветовали носить корсет, который изготовили по методике французского доктора Шено. Сын носил его три года! Даже на ночь нельзя было снимать. Искривление позвоночника замедлилось, но не остановилось. А при увеличении угла искривления начинают страдать внутренние органы: легкие, сердце. Не хотелось этого допустить. Поэтому мы решились на операцию. Сын, кстати, согласился на нее первым. Мы с мужем еще раздумывали, советовались с разными специалистами
Чтобы избавить пациента от сколиоза, в ходе операции врачи выпрямляют позвоночник и закрепляют в правильном положении с помощью металлической конструкции. Тогда вдоль всей спины идет шов. Новая методика, которую впервые применили у Антона, позволяет укреплять позвоночник изнутри через разрез на боку.
- В больнице я увидела детей с самыми разными стадиями сколиоза, — делится Наталья. — Случаев, когда искривление можно исправить в один этап, как у нас, немного. У большинства детей, которые здесь лечатся, уже сформировался горб. Чтобы его выпрямить, сначала надевают так называемый гала-аппарат: в ходе длительной операции на голове и бедрах крепят систему, с помощью которой в течение месяца, а то и двух, по миллиметрам выпрямляют спину. И только после этого делают еще одну операцию — фиксируют позвонки.
Методика хороша тем, что позволяет использовать более короткую систему: 15-сантиметровая металлическая конструкция крепится на три-четыре позвонка. Обычно же позвоночник фиксируют 40-сантиметровой конструкцией от шеи до поясницы и, бывает, даже ниже. Кроме того, по новой методике система крепится со стороны грудной клетки к передней стороне позвонков. Это позволяет ребенку уже через три месяца после операции активно двигаться.
- Дети даже делают «колесо», — продолжает Анатолий Левицкий. — Операция по новой методике менее травматична, длится два-три часа (при обычном вмешательстве ребенок находится под наркозом шесть часов), и кровопотеря меньше.
Американским хирургам ассистировали не только киевские специалисты, но и ортопеды-травматологи из Харькова, которые уже много лет занимаются исправлением сколиоза.
- Теоретически мы знали, как применять эту методику, но во время совместных операций овладели ею на практике, — говорит старший научный сотрудник отдела малоинвазивной и инструментальной хирургии позвоночника Института позвоночника и суставов имени профессора М. И. Ситенко Академии медицинских наук Украины кандидат медицинских наук Андрей Мезенцев. — Теперь можем делать такое вмешательство самостоятельно. Американцы привезли необходимые современные инструменты и бесплатно поставили двоим детям системы фирмы «Страйкер».
- У четырех врачей, которые летели в Киев на четыре дня, был 60-килограммовый багаж, — рассказывает директор подразделения «Страйкер-спайн» в Восточном регионе Северной Америки Кен Меткалф. — Три чемодана инструментов! У ваших клиник нет средств, чтобы закупать такие, вот мы и помогаем чем можем. Киевские и харьковские хирурги оперируют на высочайшем уровне. В операционной мы ни в коем случае не чувствуем себя учителями, только партнерами, коллегами. Знаете, что нас поражает в ваших больницах? Количество детей с запущенными формами сколиоза! В Украине мы впервые увидели, как выглядят пациенты с углом искривления позвоночника более 100 градусов, у которых уже вырос горб. В Штатах оперируют при 30-40 градусах, не допуская такого прогрессирования болезни. Безусловно, страховая медицина позволяет в нашей стране не думать о покупке металлических систем. Родителям же украинских детей часто приходится самим их оплачивать. Поэтому, делая две-три операции в Украине, мы ставим системы бесплатно.
- Мне очень интересно было у вас работать, — на прощание сказал хирург Ричард Манас. — И могу абсолютно честно сказать, что мы оперировали украинских детей так же, как делаем это в Америке.
15-летний Антон и 14-летняя Алена, прооперированные по новой методике, уже выписаны домой. Через несколько недель они еще раз покажутся врачам. Их снимки украинские специалисты вышлют американским коллегам, чтобы те убедились: их визит был полезен и эффективен.