Российские пропагандисты в начале полномасштабного вторжения опирались на утверждение, что страна-террористка владеет «второй по величине армией в мире» с передовыми военными возможностями. Эта информационная операция имела цель ввести в заблуждение Запад и Украину, что любые переброски военной техники будут неактуальны, поскольку ВСУ не смогут противостоять стремительным наступательным операциям. Об этом говорится в последнем отчете Института исследования войны (ISW):
«Администрация Байдена провела замечательную и успешную контринформационную кампанию в месяцы, предшествовавшие полномасштабному вторжению в феврале 2022 года, сорвав многочисленные российские информационные кампании, направленные на то, чтобы побуждать Украину к капитуляции, отделить Украину от Запада и создать благоприятные условия для повторного вторжения. Администрация Байдена и Запад также прекратили и сорвали деятельность подконтрольных кремлю СМИ в США и Европе, из-за чего кремлю было тяжело проводить успешные информационные операции. В результате москва не смогла достичь целей, предшествовавших вторжению.
Однако россия восстановила способность проводить отдельные информационные кампании в поддержку конкретных стратегических целей и приспосабливать эти кампании для смягчения неудач на поле боя и создания условий для будущих запланированных операций. Российские информационные кампании поддерживают постоянную стратегическую цель сдерживания или замедления предоставления Западом материальной поддержки Украине".
По словам аналитиков, путин, вероятно, купился на собственный нарратив перед вторжением, что Запад не будет поддерживать Украину, а, наоборот, постарается сохранить хорошие отношения с россией. И это подпитывало его надежду на скорую победу в Украине.
«Вскоре он понял, что война затянется из-за неспособности его армии одержать решающие победы и неожиданную (для него) решимость Украины сопротивляться, а также из-за неожиданной (для него) готовности Запада поддержать сопротивление Украины, — отмечают аналитики ISW. - После этого Путин начал сосредотачиваться на поддержке аргументов западных лидеров об опасности предоставления Украине слишком большого количества вооружений или определенных видов вооружений. Эти российские информационные кампании были непрерывны в своем стремлении достичь общей цели — воспрепятствовать западной поддержке Украины, независимо от условий на поле боя».
Эксперты считают, что москва использует нарратив о том, что Украина не способна победить россию из-за неравенства сил между двумя государствами, чтобы смягчить серьезные российские неудачи. «Однако в течение первого года войны россияне не продемонстрировали способности к динамическому наведению на цель, необходимой для нанесения ударов по едущей в Украину и через нее западной технике, вместо этого прибегли к трате своего высокоточного оружия, уничтожая стационарные объекты гражданской энергетической инфраструктуры по всей территории Украины Теперь понятно, что усилившаяся в декабре 2022 года российская информационная кампания, сосредоточенная на мирных переговорах, имела целью, среди прочего, задержать предоставление западных танков и другого современного оборудования, необходимого для продолжения украинских механизированных контрнаступлений, чтобы создать условия для собственных наступательных действий рф».
Способность россии проводить искусные информационные кампании в поддержку усилий в гибридной войне была серьезно подорвана умелой контринформационной кампанией администрации Байдена, а также действиями и неудачами самой россии в Украине. Но путин, констатируют в Институте изучения войны, работает над восстановлением своих возможностей в этой сфере.
Ранее эксперт рассказал, как режим лукашенко поддерживает кремль, распространяя дезинформацию о войне.
Читайте также: «Россияне ненавидят указанного им врага, но еще больше — друг друга», — Роман Бессмертный