Наши предки-земледельцы связывали праздники с природными явлениями. Так, Масленицу (имеет много названий — «Масница», «Колодий», «Бабская неделя», сыропустная неделя, белая, «Масленичная неделя»
- Зарожденные еще в дохристианскую эпоху, наши обычаи праздновать Масленицу в конце зимы продолжались и в ХХ веке, живы они и сейчас, — узнаем из рассказа Елены Громовой. — У Масленицы дата не фиксирована и ее начало вычисляли за неделю до Великого поста и за 56 дней до Пасхи (в этом году дата наступит 16 апреля). Поэтому Масленица приходится на «масную» (от «жирная, насыщенная и масная пища») неделю с 20 по 26 февраля, до этого предшествовала «рябая неделя», когда постились в среду и пятницу. А еще раньше (до 12 февраля) прошла «мясоедная неделя».
Называли праздник по-разному: «Масленица», «Колодий», «Колодка», сыропустная неделя, белая или еще «Бабская». В древности принято было целую неделю перед Великим постом гостить у родных, соседей, кумовьев. «Колодий» (от имени древнего бога Колодия) — первый весенний праздник из древности, когда люди только создавали свои традиции и обряды. Один из таких — «нянчить и растить колодку», цеплять ее родителям парней (или самим парням), которые не создали пару, а также «наказывать» колодкой и очень разборчивых девушек. На Масленицу зазывали весну, а зиму пугали криками, гуляниями, поэтому неделю проводили шумно, а в конце, в Прощеное воскресенье, извинялись друг перед другом, чтобы очистить совесть перед постом. В понедельник наступал «жилавий понеділок» и начинался пост (пекли ржаные постные лепешки).
Женщины рады были оставить домашние заботы на мужчин и всю неделю отрываться. Женская судьба была сложной, потому что три угла в доме держались именно на женских плечах. Поэтому на Масленицу женщины отдыхали, а эту неделю называли «Бабской». На Масленицу, или на «Колодия», женская (замужняя) часть населения собиралась в так называемый «клуб» где-то в корчме, «забыв» о доме и домашних обязанностях, чтобы проводить определенные ритуалы с палочкой — «колодкой» (в память) о боге Колодии). Так, по сценарию, в понедельник (называли его «окаянный») отмечали «рождение» колодки, во вторник («счастливый») — «крестины», затем в среду («бабский») справляли «свадьбу», четверг («жирный») и еще отмечали Власия — защитника скота) — «умирала колодка» и справляли поминки, в пятницу («постная» или «праздничная») «похороны», в субботу («конченая» суббота) «оплакивали» колодку, а в воскресенье («черная» или «прощенная») «волочили колодку» — так проходил «жизненный путь колодки». Все это действо называли «справлять колодку». Утром в кабаке на столе появлялась колодка и кто-то из женщин говорил: «Колодка родилась!» И сразу же «дитя» пеленали, пели ему: «Уже наше дитя родилось, и уже дитя на свет Божий явилось!» Конечно, это событие отмечали рюмкой. И так повод повеселиться находился каждый день — вплоть до «смерти и поминовения колодки».
Молодые женщины из корчмы направлялись с колодкой по дворам и вешали ее на родителей как наказание за то, что не женили своих детей. Ведь в ХIХ ст. молодой человек в 20 лет считался «старым». А еще колодкой «штрафовали» очень разборчивых девушек или их родителей (и женщины рассчитывали на магарыч). Парень, получивший колодку, тоже должен был откупиться конфетами, наливкой или даже водкой. Но надо отметить, что во время празднования и выставляли магарыч, напиваться в старину не пытались. Даже на свадьбах подавали алкоголь из одной рюмки, которая ходила по кругу. А женщины во время исполнения обряда позволяли себе попробовать наливочки скорее для настроения: «Ой пила, пила, чепец потеряла, пришла домой и мужа била», — припевали шутя.
У предков всю неделю на столах было много набела — еды на основе молочных продуктов. Особым уважением пользовались вареники (популярны были вареники с маслом и сметаной) с творожной начинкой, блинчики (или «каравайцы» или блины, в которые заворачивали творог), творожники и прочее. Вареники и блины напоминали Луну и Солнце, поэтому служили такими своеобразными украинскими символами пары (хозяйки и хозяина). В Черниговской области пекли как блины из гречневой муки, так и готовили пышные (на пару) вареники. Такие же были в праздничном меню Черкасской, Полтавской области. На Буковине лепили пирожки с творогом, а в Кировоградской области из тонкого теста готовили прозрачные вареники с солоноватой начинкой (в некоторых регионах ее делали сладковатой). Всю неделю ходили в гости, вареников ели много, потому варили их по несколько раз в день. Творог для начинки собирали заранее — еще с филипповского поста (продукт утрамбовывали в глиняную посуду, немного присаливали и хранили при стабильном температурном режиме). Когда готовили на Масленицу, добавляли свежие порции. На неделе к столу подавались различные каши, молочные кисели, ряженка, сметана, сливочное масло. В Винницкой области делали блюдо из домашней лапши (тесто делали на основе муки с добавлением крахмала), а на Херсонщине из нее готовили бабку. Кстати, в разных местностях лапшу из теста нарезали разной толщины и формы, подсушивали и употребляли в супе или запекали с яйцами, рисом или пшеном.
Убирали в доме заранее — все натиралось, вымывалось и отбеливалось. У людей проявлялось просто ритуальное стремление к чистоте, и связывалось это с наведением порядка в душе и мыслях. С четверга не принято было шить, стирать, ткать
На Масленицу раньше зимы были очень снежными, поэтому крестьяне катались на санях, в которые запрягали лошадей, и так веселились, шутили на праздничной неделе. Дети особенно любили снежные горки, а взрослые — своеобразные карусели «фуркало»: к установленному с осени столбу прикручивали перекладину, а к ней привязывали сани. Мужчины раскручивали их, пока люди не вылетали оттуда в снег. «Фуркало» (или «жернова») выставляли и на водоеме, столб с колесом (а на нем привязывали к саням палки — их разбег достигал восьми метров) вмерзал в проруби, и вся забава происходила на льду. А на Приднепровье веселую молодицу сажали между ножками перевернутого стула и так «пассажирку» катали по сугробам. Несколько дней люди веселились, ходили в гости, угощались и таким образом дарили друг другу свои добрые настроения и намерения.
У молодежи на Масленицу происходили последние вечерницы (они возобновлялись аж осенью). Девушки ради забавы вязали «колодку» (украшенную цветами) ребятам, чтобы быть одаренными, и так намекали своему избраннику на особое внимание. Парень в ответ мог пригласить девушку на танец, а подчеркнуть серьезность намерений — подарив платок, бусы, перстень или сапожки.
В воскресенье — последний день Масленицы — празднично одетые люди шли в церковь. В этот день просили прощения у прохожих, родных, детей, близких, соседей. Так использовался шанс помириться поссорившимся, забыть обиды и очистить душу перед Великим постом. «Прощенное воскресенье» проходило без веселья. А если не получали прощения, то ждали в следующем году.
В субботу еще на «рябой неделе» (предшествовавшей «белой неделе») поминали умерших, но кто не успел этого сделать в родительскую субботу, то можно еще сделать это в последние два дня на Масленице.
Среди бытующих в древности ритуалов этнографы зафиксировали помогавший обнаружить ведьму. В конце сыропустной недели (в ночь с воскресенья на понедельник) во время ужина из последнего вареника брали творог, завязывали его в узелок и клали за щеку до утра. В понедельник шли в храм, отстаивали там службу не двигаясь, а дома после обеда следовало творог из узелка переложить в кошелек и хранить в Пасху рядом с деньгами. А на Пасху, когда споют «Христос воскрес», идти на бумагу и ждать: кто из женщин подойдет, и ведьма.
В понедельник (его называли «жилавый», или «полоскозуб») после Масленицы принято было набрать в рот водки и прополоскать его от остатков творога.
Молодежь в украинских селах многих регионов еще в начале ХХ ст. на Масленицу пыталась сохранить традиции, соблюдая старинные обряды — «таскали колодку», приговаривая: «Масленица, ворочайся, до Пасхи протянись, от Пасхи до Петра, а от Петра вплоть до тепла», или «Масленица, Масленица, какая ты маленькая, если бы тебя семь воскресений, а поста — одна». В советские времена навязывались социалистические сценарии, для русской Масленицы характерны «кулачные бои, проводы зимы, сжигание чучела», и весь праздник сводился к двум дням. У россиян сжигали наряженное чучело в первый день Масленицы. В украинских обычаях долго сохранялось празднование в течение недели, на которой молодежь обменивалась колодками как символами бракосочетания. А еще с начала зимы собиралась солома, из которой формировали корявого деда. Его использовали в поле как навигационный элемент на развилке (указывал путь путешественникам). «Деда» сжигали в конце зимы и не публично — предки так лишали зиму силы, но не было цели делать это на Масленицу. Только при совпадении этих событий «корявый дед» сгорал именно в финале праздника.
В Пирогово в субботу-воскресенье на Масленицу предусмотрено празднование с призывом весны, выступлением фольклорных коллективов, обрядом «колодки», чествованием женатых и наказанием для холостяков — посетителям покажут бытовые сценки с песнями, прибаутками, пением и шутками. Будут и гастрономические творения национальной кухни. Запланировано также сжигание «корявого деда» как олицетворения зла и с лицом путина.
И напоследок о приметах. Издавна люди заметили: чем холоднее последнюю неделю февраля, тем теплее будет март; если на Масленицу день ясный, то солнечной будет и Пасха.
Напомним, чего нельзя делать в течение недели 20−26 февраля.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.