Пассажиры злополучного рейса Любляна — Киев почти семь лет добивались выплаты компенсации морального ущерба, нанесенного недобросовестным отношением руководства авиакомпании «Украинские средиземноморские авиалинии»
В свое время наша газета рассказывала о том, что Радянский райсуд столицы своим решением обязал «Украинские средиземноморские авиалинии» (УСА) компенсировать ущерб пострадавшим по вине авиакомпании пассажирам. Напомним, что в публикации от 4 августа 2001 года шла речь о рейсе, которым УСА должны были доставить в Киев из аэропорта «Любляна» (Словения) отдохнувших на местном горнолыжном курорте пассажиров с детьми. Однако в указанное в билетах время самолет в Любляну не прилетел. Почти сутки усталым людям с просроченными визами пришлось ожидать другой рейс. Авиакомпания не утрудила себя ни своевременным размещением пассажиров на отдых, ни их нормальным питанием. Да и в прибывшем за ними лайнере оказалось на 14 мест меньше, чем было продано билетов. «Ничего, — успокаивала пассажиров бортпроводница, — детей возьмете на руки, кто-то может разместиться в туалете на «толчке» или между креслами в проходе. Мы же не отказываемся вас везти!»
Отцы семейств, заплатившие более 300 долларов за каждый билет, ни сидеть, ни лежать в проходе не захотели. Тем более что перегрузка самолета противоречит правилам безопасности полетов. А когда экипаж стал настаивать на том, что лететь можно, разгоряченные пассажиры сорвали люк запасного выхода. Местной полиции, прибывшей к месту конфликта, подняться на борт экипаж не позволил — видимо, боялись, что стражи порядка не оставят без внимания перегруженность лайнера, а это могло стоить авиакомпании разрешения на осуществление международных рейсов. (Кстати, в июле 2007 года Госавиаадминистрация приняла решение о лишении «Украинских средиземноморских авиалиний» летной лицензии, однако данное решение было заблокировано Хозяйственным судом Киева. )
Поскольку экипаж настаивал, что лететь нужно, кто-то из мужчин со словами «через мой труп» лег под шасси, а несколько человек беспрепятственно ушли в здание аэровокзала — без вещей и с просроченными визами. Словно не существует правил, по которым багаж не может находиться на борту без владельцев. Ведь случалось, что террористы, покидая самолет по надуманной причине, оставляли свой смертоносный груз.
В обед следующего дня часть пассажиров все же улетела, а 14 оставшихся добровольцев ждали свой борт до пяти часов вечера — без денег, с измученными детьми. По прилете в Киев юристы, оказавшиеся среди пассажиров, тщетно пытались получить от авиакомпании компенсацию за понесенные мучения. Добиваться справедливости им пришлось в суде. Решением Радянского райсуда столицы каждый из пассажиров должен был получить компенсацию
50-процентной стоимости билета и по 5 тысяч гривен морального ущерба. Конечно же, это решение было отменено апелляционной инстанцией.
Новый виток судебных тяжб в отношении авиакомпании продолжили только супруги Игорь и Татьяна Кириленко, в числе других пассажиров злополучного рейса получившие за собственные — и немалые — деньги свинские условия, угрозу безопасности и откровенное хамство экипажа. Иск рассматривался Святошинским райсудом Киева и был оставлен без удовлетворения. Апелляционный суд отменил решение Святошинского районного суда и обязал УСА выплатить семье Кириленко соответствующую сумму. Авиакомпания не смирилась с этим решением и обратилась в Верховный суд, коллегия которого в 2006 году и поставила в деле точку, частично удовлетворив иск господ Кириленко. В судебном решении черным по белому написано о том, что ООО «УСА» не выполнило свои обязательства по отношению к пассажирам и в связи с этим должно выплатить Татьяне, Игорю и их сыну Олегу по 2 тысячи гривен. Пять лет жизни эта семья потратила на то, чтобы «уважать себя заставить». Не слишком ли долго для государства, претендующего на приверженность европейским ценностям?
- Выплатила ли вам авиакомпания назначенную судом сумму? — спросили «ФАКТЫ» у Игоря Кириленко.
- Самостоятельно «Украинские средиземноморские авиалинии» не согласились выплатить денежные средства. Не сделали они это и после того, как им были направлены исполнительные листы Святошинского районного суда. Через несколько месяцев, и то только в связи с открытием исполнительного производства отделом государственной исполнительной службы Шевченковского районного управления юстиции Киева, авиакомпания перечислила соответствующие суммы в ее адрес. Нельзя не сказать о том, что и от исполнительной службы денег пришлось ждать несколько месяцев: за это время туда было направлено не одно письмо. Деньги мы получили только в сентябре 2007 года. Таким образом, с января 2001 года (времени злополучного полета) и до сентября 2007 года (момента выплаты компенсации) прошло более шести с половиной лет.