В Киеве 7 марта в 11:30 в Михайловском Златоверхом соборе простятся с бойцами диверсионной группы из батальона «Братство», которые погибли в Рождественскую ночь на Брянщине. Тела «Непийпива», «Святоши», «Тарасия» и «Аполлона» были возвращены в Украину еще 22 февраля, но, учитывая необходимость ряда экспертиз, хоронить их будут только сейчас. Тогда же, 22 февраля, Владимир Зеленский отреагировал на петицию о присвоении павшим воинам звание Героя Украины, которая набрала более 25 тысяч голосов — поручил премьеру Денису Шмыгалю «комплексно проработать данный вопрос».
Поскольку Министерству культуры не удалось согласовать заявку на проведение панихиды в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, то отпевание пройдет в Михайловском Златоверхом соборе в 11:30, а в 13 часов состоится прощание на Майдане Незалежности, рассказали «ФАКТАМ» в «Братстве». После чего героев похоронят на Байковом кладбище.
Видео с телами павших 26 декабря обнародовала российская фсб. И это были не постановочные кадры их подразделения ИПСО, это был последний выход на боевое задание группы Юрия («Святоши») Горовца. А до того их было множество — и в оккупированной Запорожской облати, и в Чернобыльской зоне, и на территории россии.
Батальон «Братство» — добровольческое формирование, формально не входящее в состав Вооруженных Сил Украины. Поэтому они производят диверсионную работу как на оккупированных территориях, так и на территории агрессора. При этом наши западные партнеры не могут упрекнуть ВСУ, что те действуют вне границ Украины. Среди выполненных задач — захват и ликвидация представителей спецслужб и военнослужащих, уничтожение складов оружия и нефтебаз, диверсии на аэродромах и железных дорогах. Большую часть этой работы приписывают местным партизанам. Но ту же взрывчатку для партизан доставляют именно украинские диверсанты, рассказали «ФАКТАМ». Иногда результатом работы диверсионно-разведывательных групп батальона становятся сообщения о внезапно «упавших» на российской территории самолетах или вертолетах. В большинстве случаев такие выходы и возвращения домой остаются незамеченными российской стороной (ну кроме их результатов), иногда приходится вступать в бой.
Откуда поступает информация о местонахождении и маршрутах передвижения объектов, кто поставляет батальону оружие и взрывчатку, ставит задачу, конечно, остается тайной. Но экипированы и вооружены «братчики» хорошо. Так, на последнем выходе группа «Святоши», по утверждению фсб, была вооружена штурмовыми винтовками SIG Sauer и несла с собой четыре взрывных устройства тротиловым эквивалентом 40 килограммов. При этом до недавнего времени они даже зарплаты не получали, воевали как настоящие казаки — за собственный счет.
Командир группы днепрянин Юрий Горовец («Святоша») — националист со стажем в более чем половину своей 34-летней жизни. Со времени обучения в вузе боролся за украинский язык в Днепре. С началом Революции достоинства принимал участие в Евромайдане в Днепре, в декабре — приехал в Киев. Добровольцем пошел в АТО — служил в батальоне «Шахтерск», роте Святой Марии, батальоне «Братство», воевал в Иловайске, Мариуполе. Потом — служил в Нацполиции, работал журналистом, участвовал в антироссийских акциях — выступал против партии Шария, за запрет пророссийских телеканалов, за что «получал» от украинских правоохранителей. Его даже отдали под суд (слушания по сути начались в конце 2021 года) за препятствование журналистской деятельности одного из таких пророссийских пропагандистов. После массированного вторжения россиян снова встал в ряды «Братства». Судебное дело против него, вероятно, будет завершено не оправданием, а «в связи со смертью обвиняемого».
Самым старшим в группе был Тарас Карпюк («Тарасий») — погиб 38-летним. Поэтому и стаж националиста у него — самый большой, лет 20. Как рассказывают «братчики», «он дрался с милицией еще в далекие нулевые». Вместе с «Непийпивом» был арестован на Кубани, ранен на Майдане, добровольцем ушел в АТО, в составе «Шахтерска» прошел Иловайск, был ранен. После демобилизации все равно жил в ожидании очередной московской агрессии. А с ее началом сразу вернулся на войну. Его стремлением было перенести эту войну на территорию россии.
«Братчик» Максим Михайлов («Непийпиво») из Василькова — тоже не новичок национально-освободительной борьбы. Даже родился он 24 августа 1990 года — ровно за год до провозглашения Независимости. Пытался поднять на сопротивление москве украинцев Кубани, за что был арестован и отсидел пятнадцать суток. Также прошел путь участника Революции достоинства, АТО, Нацполиции. Среди увлечений — соревнования по медленному курению трубки. Любил эпатировать окружающих. В его кофейне, например, подавался кофе «по-русски» — бумажный стаканчик с кипятком, подачу которого сам «Непийпиво» сопровождал игрой на балалайке. Друзья рассказывают, что он мог за несколько минут заинтересовать любую девушку. Так и со своей невестой познакомился — встретив Елизавету в компании знакомых, снял серьгу с собственного уха и предложил ее девушке как кольцо. Та согласилась — сначала в шутку, а потом все переросло в серьезные отношения. На 29 декабря у них была запланированная свадьба — к ней он хотел успеть сшить жене свадебную рубашку. А еще Максим просил, если погибнет, похоронили его в казацкой одежде, с саблей. И чтобы на могиле сыграл Тарас Компаниченко. «А еще он был самым стильным человеком, которого я знаю! Шил себе костюмы в стиле этакого фольк-авангарда, носил оселедец и курил трубку», — написала о Максиме его знакомая, ветеран АТО Маричка Искровская.
Самый молодой из погибших — 19-летний Богдан Лягов («Аполлон») из Желтых Вод. Он единственный, кто не участвовал в Майдане и АТО — не успел из-за молодости. Скрипач и экономист по образованию занимался криптовалютой и IT. В первые дни широкомасштабного вторжения его не брали в ТРО и добробаты на столичном Левобережье, где в то время жил «Аполлон», потому что там все места были уже заняты. Поэтому он пешком пошел на правый берег и добился, чтобы его приняли в «Братство». Долгое время юноше пришлось служить на базе, старшие товарищи не пускали «ребенка» на фронт. И все же Богдан добился своего, прошел Харьковщину, Запорожчину, Одесчину, участвовал в выходах на территорию россии. Мечтал стать дизайнером одежды.
Куда и сколько выходов осуществила группа «Святоши», что было сделано — пока остается тайной, как и большинство эпизодов деятельности военных из «Братства». Но, говорят, они «вырастили» не один «хлопок» на Брянщине, Белгородщине и в Курской области. Возможно, когда-нибудь об этом можно будет рассказать.