Ни один водитель не сможет остаться спокойным, созерцая изменения цен на автотопливо — бензин и газ. Еще неприятнее, когда в какое-то время вы замечаете, что во время обычных поездок топлива тратится больше обычного. Что делать в таких случаях, рассказали автоэксперты на ресурсе «Твоя машина».
Согласно их выводу, существенно снизить расход топлива без поездки в автомастерскую можно только в тех случаях, если в машине нет серьезных технических неполадок. Поэтому, в первую очередь, следует оценить состояние воздушного фильтра и уровень давления в шинах.
1. Технические жидкости
Очевидной причиной резкого роста потребления топлива на автомобиле является заправка некачественным горючим. Если использовать ДП или бензин несоответствующего качества и химического состава, оно будет сгорать гораздо быстрее или неправильно, так как электронные компоненты в транспортном средстве начнут обогащение смеси, подавая больше топлива в камеру сгорания. Чтобы предотвратить такие явления, достаточно ответственно подходить к выбору АЗС, заливая в бак только проверенное топливо на известных автозаправочных станциях.
Также рост расхода бензина или дизеля может объясняться использованием неподходящего или низкосортного моторного масла или несоблюдением сроков его замены. Проблема решается очищением системы от низкокачественной смазочной жидкости и заливом нового состава.
2. Проблемы в электронном блоке управления
Любой двигатель внутреннего сгорания в современном автомобиле управляется продвинутой электроникой и тесно взаимодействует с множеством систем и средств контроля. С учетом данных, полученных от различных датчиков, ЭБУ адаптирует работу исполнительных узлов (давление топлива, уровень открытия дроссельной заслонки, интенсивность работы форсунок и многое другое) при эксплуатации транспортного средства. Если какой-нибудь из датчиков начинает отправлять некорректную информацию, то блок управления подбирает неправильные настройки, из-за чего топливная смесь сгорает неправильно, что влечет повышение расхода топлива. К счастью, в таких случаях на приборной панели отображается иконка Check Engine, указывающая на необходимость срочной проверки оборудования. Обнаружив такое сигнальное сообщение, нужно немедленно отправиться за помощью в автомастерскую, где будет проведено профессиональное считывание ошибок с их последующим устранением или заменой вышедшего из строя датчика.
3. Топливный фильтр
Нередко проблема с повышенным расходом топлива возникает из-за загрязнения топливного фильтра. При таких обстоятельствах давление топлива резко снижается, и ЕБУ отправляет команду на содержание форсунок в открытом состоянии в течение длительного времени для адаптации показателей давления. Теоретически в этом нет никаких проблем, однако при засорении фильтра давление часто прыгает и нестабильно, поэтому электроника банально не успевает подбирать корректные параметры работы, вызывая несбалансированную подачу топлива в камеру сгорания с непредсказуемым, как правило, высоким потреблением топлива.
4. Воздушный фильтр
Еще один расходник, непосредственно влияющий на потребление топлива — воздушный фильтр. Не секрет, что расход топлива напрямую зависит от поступления в систему воздуха, а если этот процесс усложняется, двигателю становится сложно впитывать воздух, так как фильтр забит пылью и грязью. А если он сильно нагружается, расход топлива стремительно растет. Поэтому замену воздушного фильтра нужно производить при каждом обновлении смазывающей жидкости.
5. Датчик массового расхода воздуха
Этот элемент контролирует потребление воздуха, оценивая объемы поступающих масс в камеру сгорания. При негерметичности каналов, по которым проходит воздух в систему, результаты измерений становятся неточными. В результате получается неправильное стехиометрическое соотношение горючей смеси и происходит некорректная работа двигателя внутреннего сгорания со всеми неприятностями. Поэтому при проверке транспортного средства следует предварительно оценить датчик массового расхода топлива ДМРО.
6. Элементы поршневой группы
В процессе эксплуатации любого транспортного средства элементы поршневой группы подвергаются неизбежному износу. Если же пробег превышает 100 тыс. км, то такие явления очевидны. На двигателях с таким пробегом повышенный расход топлива часто объясняется проблемами компрессии в цилиндрах. Если она низкая, уровень отдачи ДВС снизится, а для достижения необходимой отдачи он начнет сжигать много топлива. Поэтому автомобили с возрастом часто потребляют больше бензина/ДП, чем ожидается.
7. Вышедшие из строя свечи зажигания
При неправильном выборе зазора, загрязнении или естественном износе свечей зажигание резкий скачок расхода топлива является естественным следствием. Если вы не готовы переплачивать за топливо на сетевых АЗС, то свечи зажигания лучше менять каждые 30 тыс. км или по мере их износа. Также не стоит проводить эксперименты, покупая свечи наугад или самостоятельно меняя зазор. Все это ставит под угрозу безаварийную работу важных узлов и механизмов.
8. Проблемы с лямда-зондом
Этот датчик отвечает за учет количества кислорода в отходящем газе и сохранение правильных пропорций топливно-воздушной смеси. При нарушении соотношения кислорода к бензину автомобиль становится более «прожорливым». Обычно повреждение датчика кислорода связано с нагаром на керамическом стержне. Его можно устранить своими руками, применив ортофосфорную кислоту или нагрев поверхности с последующим охлаждением.
9. Стиль езды
Весомым объяснением роста потребления топлива является переход на более агрессивный стиль вождения с динамическими стартами и торможениями. При такой манере управление транспортным средством расход топлива сильно возрастает независимо от объема двигателя, типа топливной системы и сопутствующих узлов. Для снижения расхода достаточно посмотреть стиль езды, исключив рывки. Также следует начать практиковать движение накатом и не злоупотреблять нажатием на педаль тормоз без острой необходимости.
10. Условия дорожного покрытия
Частое перемещение по горным склонам влияет на потребление горючего. При этом при движении вниз автомобиль «съедает» меньше топлива, чем при подъеме. Здесь срабатывает нормальная физика. Также особое влияние на показатели расходометра оказывает атмосферное давление. Чем выше машина над уровнем моря, тем больше расходуется топлива. Итак, планируя поездку в горную местность, нужно заправить бак, а также соблюдать плавный стиль движения, избегая резких маневров, рывков и торможения.
11. Погодные условия
Среди причин резкого повышения расхода топлива упоминаются и неблагоприятные погодные условия. Шквальный ветер, низкие или чрезмерно высокие температуры, сильные ливни, снегопады и другие капризы погоды серьезно влияют на объемы горящего топлива в транспортном средстве. Если надвигается буря, лучше пересидеть ее и отправиться в путь позже. Кроме того, при таких обстоятельствах возникает риск аварийных ситуаций, поэтому, по возможности, поездку следует отложить.
12. Вспомогательные приборы и оборудование
Иногда авто начинает сжигать больше горючего не из-за технических неполадок, а из-за работы штатного оборудования и дополнительного оборудования. Климат-контроль, мощная автомобильная акустика, световые приборы и другие серьезные потребители электрической энергии способствуют увеличению нагрузок на генератор, тесно взаимодействующий с двигателем за счет ременного привода. Больший же расход энергии на обороты генератора приводит к повышению аппетита в ДВС.
13. Резина
Как ни странно, но шины также сильно влияют на расход топлива. Так, при низком давлении в шинах наблюдается повышенное сопротивление качению, поскольку система вынуждена тратить часть топлива на преодоление сопротивления. Для улучшения показателей расхода и увеличения запаса хода на многих гибридных электрокарах и автомобилях устанавливаются покрышки с жестким протектором и узким профилем.
Может также возникнуть вопрос, влияет ли радиус колесных дисков и параметры шин на расход топлива. И здесь учитывается не размер, а масса колес. Но здесь все взаимосвязано: чем больше габариты колеса, тем больше их вес и масса всей машины. При эксплуатации автомобиля в черте города это значительно повышает расход топлива.
Напомним, недавно юристы дали советы, как получить компенсацию за автомобиль, поврежденный или уничтоженный в результате военных действий.