«Да какой я герой? Таких, как я, тысячи. Настоящие герои сейчас сидят в окопах на позициях», — скромно говорит 30-летний военный с Сумщины Николай Зарицкий. С началом широкомасштабного вторжения мужчина не раздумывая взял в руки оружие и встал на оборону Украины. Николай признается, что поначалу было страшно, однако мотивация защитить свой дом и близких перевесила любые сомнения и придала внутренние силы и смелости. К сожалению, в боях за Херсонщину боец получил тяжелое ранение ноги. Для шестикратного чемпиона Украины по бегу на средние дистанции, которым Николай Зарицкий был до войны, новая реальность стала особенно чувствительной. И все же воин не сломался и даже получил свою минуту славы на телевидении в Нью-Йорке.
Николай одним из первых узнал о начале рашистского нашествия 24 февраля 2022 года.
— Дело в том, что я живу всего в 10 километрах от границы с РФ в Сумской области, — объясняет мужчина. — С самого утра 24 февраля на Сумы начала идти их техника, солдаты. Скажу честно — было страшно, непонятно, что делать, каждый думал о своей семье, куда увезти родных… Был полный хаос.
Но несмотря на путаницу первых дней великой войны, нужно было брать себя в руки. Николай вступил в территориальную оборону. Мужчина уверяет, что в то время в Сумской области с оружием в руках «встречать» врага люди были готовы за каждым углом.
— Люди организовались. У нас много охотников, и все жители города встали друг за друга, все Сумы: кто с ружьями, а кто и с палками, — рассказывает военный. — Но мы больше защищали город от мародеров, ведь власти тогда почти не было, все уехали, осталось только несколько полицейских, которые сразу сказали, что никуда не уедут.
Отслужив несколько недель в местной терробороне, мужчина решил уйти на фронт — туда, где действительно горячо.
— Начал звонить знакомым военным, ведь понимал, что территориальная оборона, конечно, хорошо, но надо идти в армию, — говорит Зарицкий. — В военкомате никого не было. Я взял военный билет и хотел уже ехать в Полтаву, чтобы призываться оттуда, но вскоре все же заработал военкомат в Сумах.
— Почему пошли добровольцем?
— Я волновался за родных, и моя мотивация заключалась в том, чтобы все это как можно быстрее закончилось. Хотелось помочь в этом. Да, война шла уже 8 лет в Донецкой и Луганской областях, но когда ты этого не видишь своими глазами, то кажется, что это где-то там и тебя не касается. А вот когда в родном городе ты уже видишь колонны с этими буквами Z, то очень страшно.
Николай получил позывной «Выр» и попал в расположение 57-й отдельной мотопехотной бригады. Сначала работал на установках «Град», насыпая за шиворот рашистам реактивные боеприпасы, а затем был переведен в состав минометной батареи. «Выр» прошел самые горячие участки фронта: воевал на Лисичанском направлении, участвовал в освобождении Херсонщины.
— Когда идет массированный обстрел, начинаешь думать обо всем на свете, переоценивать свою жизнь. Но страшно и тяжело до первого прилета. А потом уже привык и даже спал под канонады, — вспоминает боевые будни военный.
Однако 11 октября случилась беда — Николай получил тяжелое ранение левой ноги. Тот день мужчина помнит в деталях:
— Мы продвигались постоянно вперед, занимали их позиции, отвоевывали села. Я работал в составе минометной батареи. Мы выбирали огневую позицию для ведения боевых действий, искали место. А свинособаки отступали и очень многие территории заминировали. Наши саперы, конечно, работали постоянно, но где-то, возможно, не досмотрели, а может, не досмотрел и я, поэтому наступил на противопехотную мину. Сразу почувствовал необычайный жар в ногах, посмотрел вниз и все понял. Тогда в первые три секунды почему-то промелькнула мысль, что война для меня уже закончилась. Потом саперы сказали, что мне очень повезло, ведь под миной не было ВОГ (оскольчатый боеприпас для подствольных гранатометов. — Авт .) , ведь они практиковали такое: заложить ВОГ под мину. Так что я еще легко отделался.
Потом были ампутация, реампутация и еще одна операция.
— Конечно, это все тяжело, но депрессии у меня не было. Потом я даже шутил, что левой ногой теперь могу проверять посадки, — смеется Николай.
С помощью волонтеров мужчина попал на протезирование в Соединенные Штаты. В Киеве Николая провожал мэр Виталий Кличко, подаривший воину боксерские перчатки со своим автографом.
В дальнейшем этот спортивный артефакт был продан на аукционе в Нью-Йорке, а вырученные средства пошли на реабилитацию Николая и еще четырех бойцов.
— Во время реабилитации самыми тяжелыми были первые две недели, когда протез уже сделали, а культя еще не была готова к тому, чтобы я ходил каждый день хотя бы по пол часа, — объясняет «Выр». — Очень все болело. Да и сейчас еще не привык окончательно, целый день в протезе особо не набегаешься. Но я привыкаю, и результат с каждым днем все лучше.
В США военный встречался с политиками и даже успел стать звездой на телевидении: сюжет об украинском воине сняла одна из самых рейтинговых американских телерадиосетей CBS.
— Там очень уважают украинских военных, все приветливые, с воодушевлением отдают честь, благодарят за службу. Американцы в восторге от украинцев, потому что никто не ожидал, что мы настолько сильны. Они в шоке от того, как мы почти палками воюем, — рассказывает мужчина.
По словам Николая, его не оставляют мысли о возвращении на фронт к побратимам.
— В тылу тоже есть работа, но я не для того призывался, чтобы сидеть где-то в воинской части, — уверяет «Выр». — Но сначала нужно хорошо восстановиться, чтобы быть не обузой для побратимов, а боевой единицей.
— Благодаря чему Украина в конце концов победит?
— У нас есть мотивация. Мы стоим за свой дом, за родных, друзей, родителей, своих детей, — по-мужски прямо отвечает Николай Зарицкий.
Узнать больше о реабилитации воинов и пострадавших от войны в Украине, а также помощи украинцам с инвалидностью, которые получили убежище в странах ЕС, можно на сайте организации EnableMe Ukraine.