В Киеве разразился скандал с народным детским хором «Зірница», руководителя которого одна из бывших участниц обвинила в домогательствах и изнасиловании. После ее сообщения в соцсети появились комментарии и других участниц хора, которые рассказали, что в свое время также стали жертвами домогательств со стороны этого человека. После того как Анна Хижняк (так зовут пострадавшую участницу хора) рассказала о произошедшем директору заведения, где выступал хор, руководитель хора (сейчас ему уже 81 год) был уволен. Но обвинения в свой адрес он продолжает отрицать.
В своем сообщении в Facebook Анна рассказала, что впервые стала жертвой насилия, когда ей было 13 лет.
«В хор я пришла в 2012-м, когда мне было 12 лет. Я переехала из другого города, где у меня не было друзей, но было много комплексов, которыми он воспользовался. Первый год все было невинно: новое хобби, новые люди, первые концерты и путешествие за границу. Но зимой 2013 года всё изменилось. После концерта я пришла занести костюм. Из преподавателей был только он. Это было после Нового года. „Он“ начал поздравлять меня с праздниками, поцеловал в щеку — раз, поцеловал в другую щеку — два, засосал в губы, держа руки на моей груди, — три. Шок. Непонимание. Ступор. Спасло то, что в кабинет вошла другая девочка…»
На этом педагог, по словам Анны, не остановился:
«Эти приставания были даже в поездках. В 2015 году после концерта в Скадовске мы ехали плацкартом домой, на который он купил билеты и распорядился местами таким образом, что он был на нижней полке и с правой стороны как раз мое место снизу. Ночью я просыпалась от того, что он лапает меня. Вокруг все спят. А напротив него на верхней полке (где по 4 места) спит его жена, которая тоже является руководителем этого хора.
Страх. Страх заорать. Страх, что она, может, не спит и будет кричать и обвинять меня, что это я его соблазнила. И с этим страхом я ходила и молчала 9 лет. Я чувствовала вину за то, что природа дала мне 6-й размер груди, пропорциональную фигуру и пухлые губы. Лапанье, приставание, секс. С несовершеннолетней.
Его разница в возрасте с супругой составляет 35 лет. Когда я пришла в хор, ему было 70, ей 35. Недавно одна девушка также анонимно написала, как на ее глазах развивался их «роман», потому что эта девушка пела в то время с «его» женой (которая еще ребенком пришла в этот хор). Девочки тогда видели, как он лапал свою будущую жену в автобусе и как она, будучи ребенком, пыталась «удовлетворить» его. Она «влюбилась», родила ему двоих сыновей и тоже стала преподавателем в этом хоре…"
Запуганная и опустошенная, Анна никому не рассказывала о происходящем. Решилась рассказать только своему будущему мужу:
«Как вы думаете, каково это — сказать своему мужу, что первый, кто у тебя был, это дед-извращенец, которому за 70, имеющий жену и двоих сыновей? Дед, который водил тебя на отдельную квартиру, чтобы тебя насиловать. Дед, который в соседнем кабинете гнет тебе голову, чтобы ты сделала ему минет, когда за стенкой его жена занимается пением с другими девочками.
Об этом узнали мои родители, которые были возмущены ситуацией, но тоже поддержали меня. Моя мама сразу позвонила в это заведение и рассказала все директору. Мы устроили встречу. Директор, завучи, «он», его жена-педагог и я со своим мужем. Непринужденные взгляды педагогов и возражения. Но тогда я перестала быть жертвой. Я высказала все прямо в лицо, и «его» уволили. Высказала за себя и за девочек, которые также пострадали и до сих пор боятся «его». У некоторых из них уже есть взрослые дети, если не внуки.
Из хора только три подруги поверили мне. Остальные отвернулись от меня. Подруги, с которыми я пела 10 лет…"
Несколько девушек, которые тоже ходили в этот хор, написали под постом Анны, что в свое время сами столкнулись с домогательствами со стороны руководителя хора.
«Ко мне он тоже неоднократно протягивал свои руки, хватал все подряд и лез целоваться во время индивидуальных занятий, — написала Алина Ковалева. — Он перевел меня из первого альта во второй для участия в Испании и назначил индивидуальные занятия, чтобы я как можно быстрее выучила новую партию. И вот мы были наедине… Это было настолько отвратительно, что все еще гадко вспоминать… В Испанию я в итоге не поехала и на хор ходить после этого перестала».
Еще одна женщина, Валентина Юрасик, вспомнила об инциденте, произошедшем, когда хор был в одной из поездок:
«Вечером П. В. (руководитель хора. — Авт.) пришел выпивший вместе со своим другом… Мы все были в кроватях. П. В. показывал фокус с монеткой, потом они ушли. И выяснилось, что девочке, на кровати которой они сидели (конкретно П. В.), пришлось отталкивать его руку и прикрывать одеялом, чтобы он туда не залез. Тогда списали на то, что он был пьяный. После той поездки я стала называть его просто по имени, не по имени-отчеству. Мама удивилась, но я не стала ей ничего рассказывать…»
«Со мной тоже было… Он посадил меня на руки в кинотеатре и лез в трусы. После этого я стала избегать его и его хора», — написала Светлана Заболоцкая.
«Я тоже пела в этом хоре, и ко мне были такие же домогательства, — написала Ирина Гопанчук. — До изнасилования дело не дошло только потому, что в мои 13 у меня был очень стойкий характер… Помню девочку, которая пела в старшей группе хора. Я была удивлена, что ей мог нравиться этот старый п… ун. Но потом я поняла, что она тоже его жертва и не может вырваться…»
«В мой день рождения руководитель хора позвал меня в отдельный кабинет, сказал, что хочет поздравить лично, — написала Екатерина Чернодаров. — пожимая руку, он потянул меня к себе, попытался поцеловать меня в губы. Я его оттолкнула и выбежала из 56 кабинета. Позже было поздравление при всех с музыкой и мне снова нужно было выйти к нему и пожать руку, и принять поздравления. И я вышла, делая вид, что ничего не происходит. Я подавила в себе гнев и снова молчала. Мне было всего 13. На тот момент я не знала, что я не одна такая и что это он делал со многими девочками в нашем коллективе.
Зимой 2005 г. мы с хором поехали в рождественский тур в Испанию, мы с девочками общались, и они делились своими историями. Тогда мы думали заговорить об этой теме, обнародовать, но хор для нас всегда был частью жизни, и мы так боялись его потерять, что решили молчать. Ведь нам казалось, что ничего, собственно, не произошло страшного, хотя и понимали, что это не нормально…"
Были и те, кто написал под постом, что это не может быть правдой. Мол, они тоже пели в хоре, знают этого педагога многие годы и никогда не поверят в такие обвинения.
«ФАКТЫ» связались с Анной Хижняк, чтобы узнать подробности этой резонансной истории.
— Женщины, которые много лет назад тоже стали жертвами притязаний со стороны этого человека, сейчас пишут мне в личные сообщения. Они готовы дать показания, но не хотят говорить о пережитом публично. Некоторые из них пели в хоре вместе с женой педагога и видели, что их отношения начались в тот момент, когда ей не было даже 15-ти… Я понимаю, что прошли годы, но уверена, что зло должно быть наказано. Есть девушки, которые пели в хоре в то же время, что и я, — и видели, как этот человек водил меня в свой кабинет, как он оставался там со мной наедине… Я могу в деталях описать квартиру, в которую он меня приводил, хорошо ее помню. И главное, что есть девочки, с которыми происходило то же самое. И они уже тоже не боятся говорить.
— За девять лет, в течение которых с вами это происходило, вы не пытались бросить хор?
— Я не знала, где искать поддержки. Была очень запугана. Мне казалось, что, если скажу хоть слово, меня же и сделают виноватой. Я долго с этим жила и не знала, как быть. Я очень любила петь. В хоре была одной из главных солисток, на конкурсах занимала призовые места. Когда мне было восемь, мои родители развелись. Мы с мамой переехали в Киев, и мне не хватало отца. В школе я была запугана, закомплексована, меня могли и побить… А тут появилось место, где я нашла друзей, где раскрылась как певица. И я не представляла, как от этого отказаться. Когда он начал все это со мной делать, я была совсем ребенком и поначалу и не понимала, что происходит. Потом, конечно, поняла, что все это ненормально, но уже не знала, как из всего этого вырваться. Мне очень хотелось с кем-то этим поделиться, но я не знала с кем. Когда в 22 года рассказала об этом своему будущему мужу, почувствовала облегчение.
— Как отреагировали на ваши обвинения руководитель хора и его жена?
— Когда во время встречи в кабинете директора заведения я в подробностях рассказала о том, что со мной происходило девять лет, руководитель хора и его жена даже не удивились. Они не были ни возмущены, ни напуганы. Совершенно спокойная, даже равнодушная реакция. Руководитель хора сказал: «Ну, я ничего такого не помню». Его жена сказала, что я, видимо, «переучилась на режиссера» и «моя творческая личность вышла за рамки». После чего совершенно спокойно и буднично спросила у директора: «Это все? Мы можем идти? Нам к концерту нужно готовиться». Директор сказала, что он должен написать заявление об увольнении. Она мне поверила, но не хотела скандала, и предложила ему просто уволиться. Не знаю этого наверняка, но, полагаю, он уволен по собственному желанию, а не по статье.
Тем временем пресс-секретарь полиции Киева Юлия Гирдвилис сообщила, что правоохранительные органы уже начали соответствующую проверку — на основании сообщения Анны и комментариев других женщин в соцсетях.
«ФАКТЫ» многократно пытались связаться с бывшим руководителем хора, но дозвониться ему не смогли. На сообщения в Facebook он тоже не отвечает. Тем временем изданию TCH.ua попавший в скандал педагог сказал следующее:
«Я даже не могу ничего сказать. В нашем дворце, хоре такого не было. Я работал много лет. Не могу даже сказать, какова цель этой информации. Думаю, у нее какая-то цель. Шантажировать меня? За всю жизнь у меня не было врагов. Эту девушку я помню, сейчас она сценарист и режиссер. У меня никогда не было с ней конфликтов. С моей стороны нужно что-то делать, чтобы поставить на место этого человека. С другой стороны, мне уже 81 год».
«ФАКТЫ» будут следить за развитием событий.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что на Житомирщине на 13 лет тюрьмы осужден мужчина за сексуальное насилие над родной дочерью.
Читайте также: Закрыл дверь и изнасиловал: в Сумской области мужчина совершил сексуальное насилие над двумя несовершеннолетними