Владимир Путин — преступник. Но доказать это и привлечь российского диктатора к ответственности непросто, считают западные юристы. Наиболее перспективным они называют обвинительный акт, основанный на преступлении агрессии, также известном как преступление агрессивной войны. Об этом сообщила профессор Штефани Бок из Международного центра исследований и документации военных преступлений в комментарии Münchner Merkur.
«Доказать это гораздо легче и очевиднее, чем привлечь путина к ответственности за военные преступления, геноцид или преступления против человечности, — говорит Бок. — Кроме того, преступление агрессии — это корень всего зла в этом случае. Все военные преступления, все преступления против человечности, которые мы видим в Украине, связаны с тем, что прежде всего эта агрессия произошла».
Эксперт по международному праву напоминает Устав ООН, который предусматривает, что ни одна страна не должна вторгаться в другую. Агрессивные войны запрещены, поэтому Международный уголовный суд в Гааге (МУС) может рассматривать дела не только за военные преступления, геноцид и преступления против человечности, но и за преступление агрессии. То есть это преступление является нарушением Устава ООН. Нарушить его может только центральное политическое и военное руководство. Уже сейчас достаточно доказательств для привлечения к суду кремлевского диктатора за это преступление.
Однако МУС в этом случае очень ограничен в своей компетенции. Потому что он может преследовать преступление агрессии только в том случае, если государство-агрессор ратифицировало устав Международного уголовного суда. россия этого не сделала. Как говорит Штефани Бок, проблему можно было бы обойти, если бы Совет безопасности ООН поручил эту задачу МУС. Однако россия как постоянный член Совбеза, скорее всего, воспользуется своим правом вето на это решение.
Кто же может предъявить обвинение путину за войну в Украине? По этому поводу недавно министр иностранных дел Германии Аннелена Бербок обнародовала два предложения. Первое — создание международного специального трибунала, основанного на украинском законодательстве и дополненного международными элементами. Иными словами, дополнительный уголовный суд по предъявлению обвинений в российской агрессии. Украина уже несколько месяцев работает над созданием специального международного трибунала по образцу Нюрнбергского. Второе, менее вероятное, — это среднесрочная реформа Международного уголовного суда в Гааге.
Штефани Бок считает, что международный специальный трибунал является наиболее вероятным вариантом. Даже для тех, кто сомневается увидеть путина на скамье подсудимых. Эксперт убеждена: «Мы видели так много нереалистичных вещей в международном уголовном праве. Во время Второй мировой войны никто не ожидал, что однажды мы окажемся в Нюрнберге. Маловероятное не означает невозможное, особенно в международном уголовном праве. Уже сами по себе сомнения в доказывании вины путина являются признанием несправедливости, которую он совершает в отношении Украины».
Напомним, Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест путина.
Стоп-кадр видео