Последние несколько месяцев среди западных партнеров Киева шли ожесточенные дебаты о том, стоит ли поставлять Украине основные боевые танки западного производства, чтобы помочь ей отразить российское вторжение. Решение Германии о поставках танков Leopard 2 (и разрешение другим странам поставлять оружие немецкого производства), которое было принято со значительным опозданием, а также решение Великобритании о поставках танков Challenger 2, было воспринято многими наблюдателями как потенциальный поворотный момент, который позволит Украине провести наступательные операции этой весной, пишет Foreign Policy.
Но послушав украинских воинов, журналисту издания удалось сделать вывод во время исследовательской поездки в Киев и на Донбасс в этом месяце. И вырисовывается другая картина. Не танк, а его менее гламурный родственник — боевая машина пехоты (БМП) — возглавлял список пожеланий по вооружению.
Это потому, что успех в наземном бою зависит не только от танков, но и от того, насколько хорошо танки могут быть интегрированы с другими платформами для проведения общевойсковых операций. Важнейшим из этих видов вооружений, о которых так мечтают украинцы на передовой, является бронированная боевая машина пехоты (БМП). Без основного боевого танка и БМП, действующих вместе, хореография быстрой и эффективной комбинированной атаки разрушится. Без БМП не может быть быстрого и успешного украинского наступления этой весной — независимо от того, сколько западных танков прибудет. Хотя США, Швеция и Германия пообещали предоставить Украине западные БМП, их фактическая поставка еще не подтверждена.
Украина так же отчаянно нуждается в западных БМП, как и в танках, несмотря на то, что в публичных дебатах основное внимание уделяется последним. Сейчас большинство украинских БМП все еще состоят из старых советских моделей БМП-1 и БМП-2, добавляет издание. По данным базы данных Military Balance+, Украина начала войну, имея на вооружении 1 212 БМП советских времен всех модификаций. Страна находится в процессе получения ряда западных БМП для будущих наступательных операций, в том числе 109 БМП M2 Bradley американского производства. Для будущей весенней наступательной операции важность этих поставок — и тренировок украинцев на них — трудно переоценить. Учитывая то, что украинские вооруженные силы имеют на вооружении как основные боевые танки западного производства, так и БМП западного производства, эффективная интеграция этих двух типов бронетехники в общевойсковые бригады при поддержке артиллерии может повысить потенциал наступательных маневров украинских войск. Это, в свою очередь, уменьшило бы зависимость Украины от массированного артиллерийского огня на линии фронта.
Учитывая, насколько редкими были в Украине танковые бои — и тот факт, что обе стороны чаще всего используют их как разновидность мобильной артиллерии, — БМП западного производства могли бы иметь даже большее влияние, чем танки.