Происшествия

«если ты не будешь сбывать наркотики, мы подбросим их твоей жене, вас посадят, а малыша сдадут в детдом… « -

0:00 — 22 ноября 2007 eye 317

угрожали 30-летнему жителю Ленинского района Крыма «оборотни в погонах». Мужчина обратился в управление внутренней безопасности милицейского главка

На днях суд приговорил троих, теперь уже бывших, правоохранителей Ленинского райотдела милиции, занимавшихся распространением и торговлей наркотиками, к десяти, шести и пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества.

- Я много лет прослужил в милиции и знаю из личного опыта, что под влиянием эмоций человек может что угодно сочинить в заявлении, — говорит начальник управления внутренней безопасности милицейского главка в Крыму Владимир Кравчук.  — Но тут достаточно было увидеть глаза мужчины, которого, как зверя загнали в угол. Его заявление было криком души.

«Человек жил в постоянном страхе за себя, жизнь жены и ребенка… »

- Так случилось, что Игорь (имя изменено.  — Авт. ) подрался и за хулиганство отсидел полтора года, — рассказывает начальник управления внутренней безопасности в Крыму Департамента внутренней безопасности ГУБОП МВД Украины Владимир Кравчук.  — Выйдя на свободу, парень устроился на работу, женился, в семье родился ребенок. Словом, все у него было хорошо, пока однажды к нему в дом не пришли трое работников милиции Ленинского райотдела — исполняющий обязанности начальника отделения, участковый и оперуполномоченный уголовного розыска. Один из них бесцеремонно достал из кармана пакетик с наркотиками и сказал: это мы нашли у тебя в доме, будем сейчас оформлять документально. Когда Игорь попытался что-то возразить, ему заявили: если ты откажешься сбывать наркотики, мы подбросим их твоей жене, вас посадят, а малыша, ему ведь еще и года не исполнилось, сдадут в детский дом. Мужчине не оставили выхода. Он вынужден был согласиться работать на наркодельцов.

Вскоре троица «оборотней в погонах» заставила Игоря бросить хорошую работу, на которой он получал не менее полторы тысячи гривен, что для сельской местности — приличные деньги. И парень стал сбытчиком наркотиков. Лжемилиционеры до такой степени подавили его волю, запугали, что человек жил в постоянном страхе за себя, жизнь жены и ребенка. Он забыл о полноценном сне. Преступники могли разбудить его среди ночи, чтобы «провести воспитательную работу».

После того как Игорь приехал в Симферополь в управление внутренней безопасности и написал заявление, он исчез на несколько дней, не отвечал на телефонные звонки. Когда же парень вышел на связь, то объяснил, что все это время… спал, так как в последнее время на отдых он мог потратить не более двух-трех часов в сутки, до такой степени его затерроризировали «хозяева». Написав заявление, парень просто «отключился», его организм не выдержал постоянных стрессов.

- Как все-таки удалось поймать за руку наркодельцов в погонах, ведь одного заявления недостаточно?

- Это было очень сложно, — отвечает Владимир Кравчук.  — Все приходилось делать скрытно, чтобы не произошло утечки информации. Хочу подчеркнуть, что без помощи сотрудников того же Ленинского УБОПа мы не раскрыли бы это преступление. Многие хорошо знали «оборотней», с некоторыми были даже в дружеских отношениях. Но когда тайное стало явным и выяснилось, чем занимаются их коллеги, порядочные сотрудники райотдела, а их большинство, сделали все, чтобы наказать преступников.

«Ничего, пойду на «красную зону» и буду там паханом»

- Говорят, один из «оборотней» в свое время был признан лучшим участковым инспектором райотдела?

- Он был асом в своей работе, как говорят, участковый от Бога, — говорит Владимир Кравчук.  — Кстати, когда он признался в содеянном (расследование продолжалось еще полгода), его даже не отстранили от исполнения своих обязанностей. Инспектор работал в группе Генеральной прокуратуры, которая в то время расследовала в Ленинском районе резонансные преступления прошлых лет, искала трупы убитых бандитами людей. Он оказывал серьезную практическую помощь.

Да и главарь банды был на хорошем счету. Группа была интернациональная. Лидер, по национальности  — татарин, особенно выделялся характером. Он закончил один из самых престижных в Советском Союзе вузов — Харьковский авиационный институт. Впереди у парня была отличная перспектива. Однако он приехал в маленький поселок Ленино и устроился работать в отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН). Начал присматриваться к коллегам, ориентироваться в обстановке. Все просчитал, организовал преступную группу и сделал наркоторговлю своим бизнесом. Проанализировав материалы следствия, становится понятно, что в милицию он пошел с одной целью — обогатиться, заработать как можно больше денег.

У группы был четкий график поставки наркотиков и очень жесткая конспирация. Даже вне службы подельники делали вид, что друг друга не знают, хотя в маленьком поселке это почти нереально.

Следователям удалось задокументировать и доказать в суде несколько эпизодов деятельности наркоторговцев, из которых видно, что всего за пару месяцев они заработали 50 тысяч долларов. Группировка действовала около года.

- И что интересно, — продолжает Владимир Кравчук,  — почти всю прибыль от наркоторговли лидер банды забирал себе. Хотя не шиковал, жил довольно скромно, почти все имущество его было записано на родственников. Так что конфисковывать у него было фактически… нечего! И тут он все просчитал. Остальным напарникам главарь выделял «копейки» — по 200-300 долларов.

Я до сих пор не могу понять, как ему удалось уговорить заниматься преступным бизнесом участкового инспектора и оперативника. Очевидно, благодаря своим лидерским качествам. Ведь у опера ОБНОНа, которого осудили на пять лет, отец — уважаемый в районе человек, бизнесмен. Парень не испытывал никаких материальных трудностей. Мы общались с отцом, он плакал и все время повторял: я же все для сына сделал, чтобы он жил ни в чем себе не отказывая, делал карьеру… Конечно, по-человечески его жалко. А когда расследование подходило к концу, пожилой мужчина пришел, упал на колени и стал просить: не сажайте сына! Увы, парень совершил серьезное преступление.

Беседовал я и с участковым, состоявшим в группировке. По всему видно, что человек он неплохой, но в какой-то момент «сломался». Во время следствия и на суде он очень переживал. Чего не скажешь о лидере банды, который все случившееся воспринял очень спокойно, был уверен в своей безнаказанности. Очевидно, не предполагал, что мы соберем столько фактов, подтверждающих его преступную деятельность. Но, даже услышав приговор суда, он сказал: «Ничего, пойду на «красную зону» и буду там паханом» (на жаргоне «красная зона» — исправительно-трудовое учреждение для бывших работников милиции.  — Авт. ). К сожалению, это тот случай, когда человек, выйдя на свободу, вряд ли станет на путь исправления. Он делал все осознанно, поэтому предотвратить преступление какими-то профилактическими мерами было невозможно. Хотя его многочисленная родня была в шоке после всего случившегося, родители и братья очень переживали.

«Торговаться начали с десяти тысяч долларов США, сошлись на пяти… »

«Оборотни в погонах» из Ленинского райотдела милиции — не единственные в Крыму. Недавно были осуждены несколько сотрудников бахчисарайской милиции, которые также организовали преступную интернациональную группировку (в нее входили и гражданские лица). Они покрывали квартирных воров, помогали перепрятывать краденое. Более того, предупреждали преступников о готовящихся против них милицейских мероприятиях. Зачастую, приезжая на место происшествия, правоохранители не находили ни воров, ни вещественных доказательств. А узнать о деятельности «оборотней» управлению внутренней безопасности удалось опять-таки благодаря заявлению жительницы Симферополя и тесному взаимодействию с честными и добросовестными сотрудниками Бахчисарайского райотдела милиции.

- «Оборотни» узнали, что одна из наркосбытчиц (кстати, преступная деятельность этой женщины не доказана) продала дом за 200 тысяч долларов, — рассказывает Владимир Кравчук.  — К ней подослали бахчисарайского наркомана. Тот начал жаловаться на тяжелую жизнь и просить «чек», чтобы уколоться. Ирина (имя изменено.  — Авт. ) стала убеждать его, что не занимается торговлей наркотиками, мало ли что было в прошлом, ты мол, обратился не по адресу, уходи. Только открыла дверь, чтобы выпроводить незваного гостя, как в дом вошли сотрудники милиции, один из которых положил пакетик с наркотиками на тумбочку в коридоре. «Видишь, — заявили они, — это мы нашли у тебя в квартире. Но ты можешь избежать неприятностей, если поделишься деньгами, вырученными за дом». Торговаться начали с десяти тысяч долларов, сошлись на пяти. Женщина сказала, что сейчас у нее денег при себе нет, их надо привезти. А сама отправилась к нам в управление и написала заявление. Дальше все пошло как по нотам.

Но, к сожалению, и добросовестные работники милиции часто становятся объектами посягательства преступников, которые всячески пытаются их оболгать, пороча тем всю правоохранительную систему. В таких случаях наше управление занимается защитой честных милиционеров.

В управление внутренней безопасности обратился 40-летний житель Евпатории с заявлением о том, что двое работников местного отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков вымогают у него за непривлечение к уголовной ответственности (его задержали с пакетиком марихуаны) тысячу долларов.

- Если верить тому, что гражданин написал в заявлении, то можно предположить: милиционеры решили поживиться, взяв деньги у наркозависимого человека, — продолжает Владимир Кравчук.  — Мы стали собирать материалы, изучать биографии заявителя и двух сотрудников евпаторийского ОБНОНа. Выяснилось, что ранее наркоман был судим за мошенничество. Но мало ли что было в прошлом. Тогда, чтобы доказать правдивость изложенного в заявлении, мы дали ему тысячу долларов, а также диктофон — записать разговор во время передачи взятки.

Через некоторое время гражданин вышел из горотдела милиции и сообщил, что передал доллары правоохранителям, они их, наверное, сейчас делят между собой. И уточнил, что в кабинет заходили люди, которые могли деньги вынести. «А магнитофонная запись?» — спрашиваем. И тут гражданин-заявитель стал выкручиваться, мол, не получилось у него нажать кнопку диктофона, она, дескать, сломалась. Когда произвели осмотр в кабинете у сотрудников милиции, якобы требовавших взятку, ни денег, ни следов от купюр не обнаружили. Тут же задержали заявителя. Оказывается, всю эту комбинацию он… придумал. Планировал, что выйдет из горотдела, скажет, что отдал деньги вымогателям, а сам зайдет за угол здания и передаст напарнику тысячу долларов, которую затем поделят пополам. Не успел…

Но представьте себе состояние милиционеров, которых оклеветали. Пережитый ими стресс был настолько сильным, что один слег с сердечным приступом в больницу, а второй долгое время находился в подавленном психическом состоянии. Мошенник, конечно, получил свое. По направленным в прокуратуру материалам возбудили уголовное дело, и гражданин был осужден евпаторийским судом к двум годам лишения свободы. Так что заявление заявлению рознь…