«когда я ложился на кровать, свою грыжу величиной с большое ведро укладывал рядом»

0:00 — 23 ноября 2007 eye 1299

Прежде чем ушить 67-летнему жителю Черновицкой области гигантскую грыжу с помощью «заплатки» размером 20 на 30 сантиметров, киевские хирурги нашли и удалили злокачественное новообразование в кишечнике

Георгий Романович делает несколько шагов по больничной палате и улыбается. Как же не радоваться: он снова ходит, может сидеть, вставать! С аппетитом кушает суп. А всего десять дней назад, перед операцией, не мог подняться с кровати, ничего не ел. Огромная грыжа, которая выпятилась на животе, как пузырь, лежала рядом…

Несчастье произошло девять лет назад, когда Георгий Романович, житель села Ропча Черновицкой области, распиливал доски. Отлетевший кусок древесины вонзился в живот. «Скорая» отвезла мужчину в районную больницу, его прооперировали. Восемь месяцев Георгий Романович чувствовал себя нормально, но потом появилась сильная боль, подскочила температура. Снова хирургическое вмешательство, уже в областной больнице. Со временем на месте травмы и операций образовалась грыжа. Она увеличивалась. В прошлом году, во время очередной попытки хирургов ушить грыжу, у пациента произошла остановка сердца…

- Папу спасли, но вскоре швы разошлись, началось воспаление, — вспоминает Лариса, дочь Георгия Романовича.  — Мне было страшно смотреть на отца: казалось, к животу привязан необъятный пузырь! Его окружала очень тонкая кожа, и мы опасались, что она порвется. Отец не мог ходить, только лежал, почти ничего не ел. Мы с братом и другие родственники ухаживали за ним. Врачи сказали: ничего не сделаешь, остается только готовиться к худшему… Но мы не поверили и повезли отца в Киев, в Центр хирургии грыж живота, где его успешно прооперировали.

«Такие грыжи, как у меня, — большая редкость. Меня даже студентам показывали»

- Ушивать гигантскую грыжу пришлось почти шесть часов, — объясняет ведущий сотрудник Центра хирургии грыж живота на базе Киевской городской клинической больницы N 15, доцент кафедры хирургии Национального медуниверситета имени А. А. Богомольца кандидат медицинских наук Сергей Пиотрович.  — Брюшную стенку укрепили с помощью сетки из специального материала. Через неделю сняли швы, и пациент пошел на поправку.

Чтобы ухаживать за отцом в больнице, Лариса приехала из Италии, где сейчас работает.

- Папа нас вырастил, воспитал, — рассказывает Лариса.  — Всю жизнь трудился в колхозе и на стройке, был трактористом, столяром, плотником. Перестал работать только после тяжелой травмы. Он старался нас не беспокоить, понимая, что у каждого свои заботы. Но мы с братом даже мысли не допускали о том, чтобы оставить его без помощи или поместить в больницу и забыть. Отец сразу поверил специалистам столичной клиники, выполнял все их назначения, а перед операцией сказал: «Надеюсь на Бога и этих врачей. Если выживу, буду всем рассказывать о своих спасителях!»

Операцию провели хирурги Сергей Пиотрович, Петр Коломиец и Сергей Трофименко. С часу дня до семи вечера Лариса простояла в коридоре у окна: отсюда хорошо видны ярко освещенные окна операционной. Потом отца увезли в реанимацию. По телефону удалось узнать, что он проснулся и нормально себя чувствует. Родных к нему несколько дней не пускали. Только через неделю, когда отца перевели в обычную палату и он попросил поесть, у Ларисы отлегло от сердца…

Сегодня Георгий Романович чувствует себя хорошо. По его виду не скажешь, что совсем недавно был на грани смерти. Живот, правда, еще побаливает, но врачи говорят, что со временем это пройдет.

- Могу сидеть, самостоятельно добираюсь до туалета и умывальника, понемногу ем все, что дают,  — улыбается 67-летний Георгий Романович.  — Я благодарен своим спасителям. Хирурги сказали, что такие грыжи, как была у меня, — большая редкость. Меня даже студентам показывали. Теперь и я удивляюсь, как ее носил, она же величиной с большое ведро, как вообще выжил?! Когда ложился на кровать, грыжу рядом укладывал… Мой доктор, Сергей Пиотрович, обещал, что все будет хорошо. Так и вышло!

- Поначалу врачи были очень осторожны с прогнозом, — вспоминает Лариса.  — Мы поняли: состояние отца они оценивают как тяжелое, сразу проводить операцию нельзя. Нужно подлечиться.

«Недавно встретил бывшего пациента, которому ушил грыжу с помощью сетки. Теперь он работает грузчиком»

- Результаты обследования были неважными, — признается заведующий реанимацией городской клинической больницы N 15 анестезиолог Владислав Шторм.  — У пациента избыточный вес, гипертония, больное сердце, пневмосклероз и эмфизема легких. Видимо, сказались пыльная работа с древесиной и курение. Георгий Романович с трудом дышал, даже когда вообще не двигался! Мешала мокрота, которая скапливалась в бронхах, не мог откашляться. Когда здоровый человек кашляет, он напрягает брюшную стенку. А у нашего пациента ее практически не было.

Существовала еще одна опасность. У людей, имеющих грыжу, обычно нарушено пищеварение. Петли кишечника, выпавшие из привычного места, деформируются. Там скапливается до 20 килограммов каловых масс. Из-за хронической интоксикации страдают мозг, печень, почки, сердце… Операция была рискованной. Но она же могла спасти жизнь. Взвесив все за и против, мы разработали схему лечения и подготовки к операции, чтобы человек имел запас прочности. Нам это удалось. Георгию Романовичу подлечили сердце и нормализовали давление. С помощью бронхоскопии очистили бронхи. Когда состояние стабилизировалось, назначили вмешательство. Должен сказать, что немалую роль сыграл оптимизм Георгия Романовича. Такие пациенты — редкость. При нарушении дыхания и кровообращения поневоле страдает мозг, люди часто неадекватно оценивают свое состояние, впадают в депрессию и перестают бороться за себя. Это самое страшное. Помочь в таком случае трудно. А Георгий Романович полностью доверял нам и следовал всем рекомендациям. Даже курить бросил!

- Мы беремся за такие сложные случаи, потому что имеем большой опыт, — говорит Сергей Пиотрович.  — Центр хирургии грыж живота был создан 12 лет назад на базе первого хирургического отделения городской клинической больницы N 15. К сожалению, практически каждый двадцатый житель страны имеет грыжу. Раньше хирурги действовали просто: натягивали соседние ткани и ушивали поврежденный участок. При сильном натяжении возникали рецидивы. Для лечения больших грыж наши специалисты одними из первых в Украине использовали полипропиленовые сетки: ими заменяли часть брюшной стенки, создавая при этом немного больший объем брюшной полости. В ячейки сетки прорастали ткани и формировалась новая брюшная стенка. Правда, было одно «но»: живот становился жестким, при физической нагрузке человек иногда чувствовал боль.

Современные сетки состоят из двух материалов, один из которых в течение полугода рассасывается. В результате брюшная стенка остается эластичной. Вот такую сетку мы установили Георгию Романовичу. Из-за того, что грыжа была просто гигантской, пришлось пришить «заплатку» размером 20 на 30 сантиметров! А до этого хирурги удалили часть кишечника: анализ клеток показал, что развился опухолевый процесс. Теперь самое опасное позади. Восстановление идет хорошо. Мы надеемся, что сетка создаст прочный каркас брюшной стенки и мужчина сможет выполнять посильную работу. Это был один из самых трудных наших пациентов и по размеру грыжи, и по тяжести сопутствующих заболеваний. Правда, недавно оперировали женщину, у которой в грыжу попал не только кишечник, но и желудок. Ей уже никто не брался помочь… А на днях возле мебельного магазина я встретил бывшего пациента. Когда-то провел ему операцию по ушиванию грыжи с помощью сетки. Теперь он работает грузчиком.