Львовяне Сергей Александров и Марьяна Грицюк в составе первой официально разрешенной международной экспедиции поднялись на легендарную гору Арарат
По библейским преданиям, несколько тысяч лет назад, разгневавшись на людей за их недостойное поведение, Бог решил потопом уничтожить все живое на Земле. О своем решении предупредил он лишь праведного Ноя и его сыновей Сима, Хама да Иафета. Чтобы они вместе со своими женами спаслись, Всевышний порекомендовал построить из дерева гофер (очевидно, речь шла о кипарисах. — Авт. ) гигантский по тем временам корабль — 300 локтей в длину (около 150 метров), 50 — в ширину, 30 — в высоту. И крышу, и отдельные «отсеки» следовало изнутри да снаружи осмолить, а затем взять на корабль от всего живущего на земле по паре — мужского и женского пола, чтобы не только человек, но и все твари земные могли после потопа продолжить свой род
40 дней и ночей непрестанно лил дождь. И еще 150 дней после его окончания плавал ковчег Ноя по бескрайним водам. А потом пристал к горе Арарат
Десятки столетий люди время от времени отправлялись на поиски остатков библейского корабля, сохранившего жизнь всему сущему на Земле. Предприняли эту попытку и украинские энтузиасты — львовяне Сергей Александров и Марьяна Грицюк.
- Уже почти 20 лет я занимаюсь альпинизмом, — рассказал «ФАКТАМ» 35-летний львовянин Сергей Александров, инструктор по альпинизму, туризму и горным лыжам. — Начинал в 16 (как и моя мама, которая продолжает покорять горы даже в свои 60!), ходил на Кавказе, поднимался на Эльбрус. Но моей мечтой всегда был Арарат. И не столько как одна из высочайших вершин, сколько как возможность найти свидетельство библейского начала человечества — Ноев ковчег.
Я собрал множество сведений о том, как на Арарат по тайным ледниковым тропам поднимались разные люди и видели его. Одни рассказывали, что смотрели на корабль издалека, другие утверждали, что даже заходили в его огромный корпус. Наиболее любопытной была информация о русской экспедиции 1916 года. Пролетавший на самолете пилот случайно заметил ковчег: часть его находилась на суше, а часть уходила в большое горное озеро. О своей находке сообщил он российскому царю — и на Арарат снарядили специальную экспедицию. Поднявшись на гору, исследователи обнаружили корабль, осмотрели его, произвели замеры и взяли пробы. Все результаты были привезены в Петербург, но вскоре грянула революция, и они сгорели в ее пламени
Многие десятилетия и сама гора, и прилегающая к ней территория «наглухо» закрыты для исследователей: многочисленные военные патрули, вертолеты и блок-посты на всех дорогах не оставляют нелегальным искателям приключений практически никаких шансов. Неудивительно, что это табу лишь подогревает всеобщий интерес к истории легендарного корабля да порождает многочисленные слухи и домыслы.
«Ноев ковчег на вершине Арарата недавно сфотографировал военный американский спутник», — гласила одна сенсация. «Американцы нашли библейский корабль, спустили его тайно вниз и изучают на расположенной у подножия горы военной базе», — вторила ей другая Но моя мечта попасть на Арарат продолжала оставаться несбыточной. После многолетней борьбы Федерация альпинистов Турции добилась от властей разрешения один раз в году таки подниматься на прославленную гору. Но подъем позволялся исключительно по строго утвержденному маршруту, да еще и в сопровождении военного конвоя!
- Поскольку подняться на гору высотой более 5000 метров без соответствующей акклиматизации весьма проблематично, мы с Марьяной Грицюк, моей напарницей по альп-клубу, поехали на Кавказ, — рассказывает Сергей. — Там покорили несколько вершин, в том числе Эльбрус, а потом отправились в Сочи и оттуда — паромом в Турцию. В городе Догубаязит, где находится знаменитая крепость Баязет, главное «действующее лицо» истории времен русско-турецкой войны, в октябре мы встретились с российскими альпинистами.
Под пронизывающим ветром, при температуре минус 10 взобрались на южный склон Арарата. На вершине, как и на Эльбрусе, развернули знамя родного Львова и оставили памятный знак по случаю 750-летия нашего прекрасного города. Затем спустились вниз и стали дожидаться организатора и спонсора экспедиции по поиску Ноева ковчега — американца Ричарда Дена, бывшего военного летчика, члена отряда космонавтов НАСА и друга Джона Ирвинга, первым ступившего на поверхность Луны.
До приезда Ричарда у нас была целая неделя, поэтому мы решили осмотреть места, так или иначе связанные с Ноевым ковчегом. Недалеко от Догубаязита лежат так называемые якорные камни с «автографами», датированными еще вторым веком нашей эры. Древние люди сверлили в верхушках продолговатых камней дыры, через них пропускали прочные веревки и подвешивали эти нехитрые «грузила» к бортам судна — для придания ему устойчивости. По мнению исследователей, оказаться в 600 километрах от моря, причем на 2000 метров выше его уровня, такие огромные камни действительно могли только в результате какого-то глобального потопа. Еще одним подтверждением его реальности является и находящаяся на вершине лава подводного происхождения. Ведь она свидетельствует о том, что когда-то вода поднималась на огромную высоту и вулкан Арарата извергался под ней
К сожалению, к якорным камням военные нас не пустили, и мы отправились за 20 километров к югу от горы — на то место, где около полувека назад капитан турецкой армии Лихан Дюрупинар заметил с самолета каменное образование с четкими формами огромного корабля, по размерам отвечающее библейским параметрам ковчега. Ученые так и не пришли к единому мнению, это естественное природное образование необычной формы или же действительно судно Ноя. Сторонники второй версии считают, что, когда дерево сгнило, его место, спрессовываясь, заполнили осадочные породы, которые во время землетрясения поднялись, сохранив контуры корабля. Либо же, когда началось извержение вулкана, лава «стащила» корабль вниз, а потом полностью залила его, заполнив выгоревшие пустоты вулканической породой Осмотрев это «нечто», мы пожалели, что среди нас нет настоящих ученых: только они могут окончательно пролить свет на происхождение странного каменного образования.
- Ричард Ден привез разрешение турецких властей на экспедицию в закрытую военную зону, и наутро он, трое граждан Турции, Владимир Шатаев с напарником и мы с Марьяной отправились на западный склон Арарата, — продолжает Сергей. — Именно об этой стороне ходило больше всего достаточно убедительных и близких «по сюжету» легенд. Там мы действительно увидели что-то похожее на крышу и борт корабля. Однако вблизи «ковчег» оказался всего лишь очень ровным скальным козырьком, с которого свисали огромные сосульки. Следующим причалом нашей надежды была вершина.
Я горд, что мы с Марьяной, украинцы, были в числе альпинистов, которым впервые за всю историю исследования Арарата удалось подняться по крутому четырехкилометровому леднику и достичь высокогорного ущелья Ахора. Именно тут, по многочисленным утверждениям, видели деревянные останки ковчега. Разыскивая их, мы нашли скелет доисторического дикого горного козла. Эти животные давно вымерли в этих краях. Более тщательно обследовать сильно заснеженную местность до наступления сумерек уже не хватало времени.
Неудача постигла нас и на следующий день. Горного озера, в котором якобы стоял полузатопленный ковчег, мы тоже не нашли. Как, кстати, и никакого другого, вообще ни одного! И никаких следов пребывания человека в ущельях! Впрочем, 15-метровая толща льда надежно охраняет любые тайны
Третий день мы посвятили восточному склону — между Большим и Малым Араратом — и с высоты птичьего полета осмотрели находящуюся у подножия горы американскую военную базу. Но корабля нигде не оказалось. Во всяком случае, целого!
Однако точку в исследовании ставить рано. Вероятнее всего, тысячелетия «размололи» Ноев ковчег на куски, разбросали их по ущельям да укрыли от человеческих глаз снежно-ледяным покрывалом. Но если деревянные останки корабля существуют, то в ледниковых условиях они, несомненно, должны сохраниться! Поэтому мы планируем в 2008 году снова отправиться на Арарат, чтобы их таки разыскать.
P. S. Для тех, кто, заинтересовавшись этой информацией, захочет принять участие в следующей экспедиции, сообщаем электронный адрес Сергея Александрова: timophy@mail. lviv. ua