Украина

Пасха-2023: как подготовиться к празднику и что положить в пасхальную корзину

17:10 — 11 апреля 2023 eye 732

Пасху называют древнейшим и самым важным христианским праздником. Рассказываем, как к Светлому Христовому Воскресению готовились в течение Страстной недели, что собирали в пасхальную корзину и когда ее освящали.

«В сакральную ночь нельзя спать, потому что нечисть приснится»

Больше всего обрядов, действ и примет приходится на Страстной, или Чистый четверг. В этот день до восхода солнца принято было умываться, еще стригли волосы (считалось, так быстрее отрастут) и мыли детей (в воду добавляли освященную вербу). А если в доме были больные люди, то воду после них выливали на перекрестке дорог. Зная о таком поверье, здоровые люди старательно обходили лужи в этих местах, чтобы не вступить туда и не подхватить болезнь.

- В пятницу не звонили в колокола, а созывали на службу с помощью дощечки, в которую били колотушкой (в знак того, что Иисуса распинали на кресте), — рассказывает Лариса Полуянова, этнограф, научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово). — Обносили трижды Плащаницу (полотно с изображением тела Спасителя во гробе) вокруг церкви, и снова заносили святыню обратно. До этого момента нельзя было употреблять постную пищу.

В этот день нельзя было петь, играть на музыкальных инструментах, ругаться, громко разговаривать, считалось грехом работать, стирать, резать, колоть дрова — это был день скорби. Хозяйки только могли покормить скот и посадить капусту (день считался наиболее благоприятным для этого овоща). Также пекли паски поминальные (на гробы), расписывали писанки для умерших.

Субботу называли тихой (потому что Господь находился во гробе и сошел в ад, чтобы освободить праведников). Хозяйки готовили блюда к праздничному столу, красили яйца, используя луковую шелуху, бузину, корни яблонь, крапиву, орехи, сухие фиалки.

В этот день готовилась пасхальная корзина, куда входили: паска (тело Христово, символ вечной жизни), яйца (символ новой жизни), сыр, масло (пожелание Божьей благодати), ветчина и колбаса (напоминание о жертвенности), хрен (корни веры в Воскресение Христа), четверговая соль как символ достатка (а ритуально символ связи между Богом и народом, ведь Христос назвал своих учеников «солью земли», которые разнесут весть о христианстве по миру). Это обязательный набор. Если класть вино, то только «Кагор». Еще иногда брали нож, которым нарезали блюда на пасхальном столе. Часть корзины отдавали на церковь немощным, сиротам, а дома оставляли тоже много пасок, чтобы было чем разговеться, угостить родственников, кумовьев, соседей.

Празднично одетые верующие вечером шли на службу, на всенощную. Считалось, что нельзя спать в сакральную ночь, потому что нечисть приснится, а темная сила собирается именно под храмом. Пока шла всенощная, иногда на церковном дворе юноши разжигали огни и так как будто подсвечивали дорогу Христу, когда он должен был воскреснуть. Ну и у костров могли погреться верующие.

Читайте также: «Моя пасхальная коллекция печенья особенно нравится детям»: кондитер Валентина Веревкина о выпечке, которая украсит праздничный стол

В домах ночью поддерживали огонь от чистого четверга — горела лампада или не угасала свеча. Когда священник объявлял: «Христос воскрес», начинали освящать корзины. Люди здоровались с родственниками, целовались три раза, не осуждалось христосоваться даже с малознакомыми.

«Когда хозяйки ставили в печь паски, то в доме нельзя было сидеть, потому что изделие осядет»

- При подготовке к Пасхе на Гуцульщине замечали некоторые особенности, — продолжает рассказ Сергей Кузь, сотрудник отдела «Карпаты» музея в Пирогово. — Обычно на Гуцульщине Страстная неделя, которую называли живной, была еще прохладной. Во вторник хозяева чистили огороды, набирали кучи сухого растительного мусора, чтобы в ночь на среду зажигать костры, и этот обряд назывался «греть деда». Семья выходила к кучам с гостинцами: выкладывали писанки, кукуцик хлеба, стаканчик воды и щепотку соли. Костер разгорался, а люди водили хоровод. По древним легендам, «дед» был бог Студени, которого прогоняли и ждали тепла. Дым прогревал землю, а еще души умерших. А когда детки бегали от костра к костру соседей, их угощали хлебцами и писанками. Некоторые из хозяев гадали на скот: если первыми прибегут «греть деда» девочки, то хозяйская корова отелится телочкой, а овцы принесут ягнят… Малые дети, которых называли кукуцари, могли и еще в среду-четверг за вознаграждение (за кукуцик хлебчика) продолжать под дворами кричать: «Греть деда, греть деда»…

В среду нельзя было обрабатывать деревья, колоть топором, потому что усохнут. Но когда намеренно пытались убрать дерево, тогда хозяева применяли топор и стучали им по стволу.

В четверг преимущественно генерально вымывали дома, вытряхивали ковры, постели, мылись сами. До восхода солнца, у кого были овцы, немного стригли их на лбу, возле вымени. Эту шерсть мыли, чистили, вычесывали и из нее скручивали нить, которая исцеляла от некоторых болезней (перевязывали нитью больные руки и ноги). Пастухи в долине повязывали эту веревку на поясницу, а после праздника Юрия (в мае), когда выгоняли скот, соединяли нить с пуговицей, чтобы овцы не терялись.

В пятницу ничего не делали и соблюдали тишину.

В субботу готовились с утра: пекли паски, дописывали писанки (их делали сами или заказывали мастерам заранее). Писанкарством занимались только женщины и девушки. Когда хозяйки ставили в печь паски, то в доме нельзя было сидеть, потому что изделие осядет. Считалось, если паска опадет, то кто-то умрет в семье. На пасочку, которую наладили в печь, ставили обычные яйца (одно помечала для себя хозяйка, второе — хозяин) и наблюдали: чье яйцо «утонет», тот умрет в текущем году…

Читайте также: Страстная пятница: что категорически нельзя делать в этот день и о чем молиться

На Гуцульщине сладкая выпечка называлась «бабка». Паска — хлеб, который украшали крестиками, шишками. Готовые паски складывали в паскивники и готовились к службе. В корзинку собирали стандартный набор: паски, яйца, сыр, масло, колбасы. После службы богатые хозяева быстренько все собирали в корзину, садились на лошадь и скорее спешили домой. Считалось, кто после освящения пасок быстрее доберется до своего порога, тот в своем околотке целый год будет первенствовать… Те, кто оставался еще возле церкви, обменивались выпечкой, это называлось «дать за поману» — за умерших, за скот, чтобы хорошо плодился. В ХХ веке в Западной Украине выпекали «барашки» в металлических формах (30−40 см, бывали и больше). Такая выпечка считалась признаком высокого мастерства хозяйки.

В субботу перед Пасхой еще громко не разговаривали, но молодежь готовилась к праздничному веселью, потому что впереди были развлечения, забавы и песни, селяне ходили в гости, угощали родственников, кумовьев, соседей, поэтому заготавливали много пасхальных яиц, писанок, пасок, чтобы хватило на несколько дней.

Как проинформировали в Пирогово, в музее до 7 мая работает выставка, посвященная Пасхальному празднику. В доме управы в экспозиции «Надднепрянщина» размещены посуда, корзины, писанки, вышитая праздничная одежда, рушники, иконы, различная атрибутика, другие бытовые вещи жителей Центральной Украины. Те, кто интересуется народными традициями, смогут познакомиться с экспонатами и перенестись во времена, когда не было мобильной связи и планшетов, а в быту пользовались простыми и необходимыми вещами, сделанными своими руками.

Напомним, как легко покрасить яйца в сине-желтый цвет.