Происшествия

Представляясь брокерами, красивые и хорошо одетые женщины располагают к себе одиноких стариков, живущих в престижном районе столицы, и проворачивают аферы с их квартирами, «зарабатывая» в каждом случае от 50 до 100 тысяч

0:00 — 27 ноября 2007 eye 399

В столице появилась новая схема мошенничества с недвижимостью На свете всегда существовали люди, предпочитающие жить за счет обмана доверчивых граждан. Жертвами мошенников становятся как обычные домохозяйки, так и сильные мира сего. Причем в последнее время именно те, кто считался или являлся вершителем человеческих судеб, все чаще попадаются на крючок аферистов. И происходит это в самом центре Киева, почти под стенами зданий парламента и правительства. О новой схеме мошенничества с жильем «ФАКТАМ» рассказал юрист Максим Дячков, к которому обращались некоторые пострадавшие.

«При знакомстве дама представляется родственницей известного генерала или партработника, фамилия которого была на слуху лет 30-40 назад»

- В Киеве существует небольшой элитный район — Липки. Еще с советских времен здесь селились исключительно представители высшей партноменклатуры, сотрудники министерств, дипломатического корпуса, известные деятели культуры и искусства, — говорит Максим Дячков.  — И уже не один год в этом районе промышляет несколько мелких фирм, рекламирующих себя как агентства недвижимости. Они стараются снимать офисы возле зданий парламента и правительства. Зачастую руководят такими фирмами привлекательные блондинки бальзаковского возраста.

- Почему именно блондинки?

- Видимо, они больше нравятся пожилым одиноким обитателям элитного района, с которыми женщины стараются познакомиться, гуляя по паркам и скверам. Начав общаться с респектабельным старичком, они постепенно втираются к нему в доверие. Это сделать нетрудно: женщины красивы, ухоженны, богато одеты, умеют вести светскую беседу. При знакомстве они называют фамилию, которая была на слуху лет 30-40 назад, например, известного генерала или партработника, представляясь его родственницей. Правда, в качестве «родичей» выбирают не киевскую элиту, с которой мужчина мог быть знаком, а московских генералов, маршалов, партийных бонз.

В неспешных беседах дама как бы невзначай рассказывает мужчине, что тоже живет в этом районе, да и работает здесь же, имеет небольшое агентство недвижимости для избранных. Гуляя, парочка оказывается возле офиса, женщина под предлогом, что ей нужно зайти на пару минут по делам, приглашает мужчину. Главная цель этой операции — показать потенциальной жертве, что его новая знакомая — не только умная и приятная женщина, интересная собеседница со связями в определенных кругах, но и деловой человек.

Офисы арендуют на первых этажах. Перед входом вывешивается табличка с названием, в котором указано имя или звучная фамилия новой знакомой, якобы являющейся директором этого агентства недвижимости. Иногда роль таблички выполняет вывеска на балконе.

- Фирма действительно является агентством недвижимости?

- Нет, конечно. Она либо вообще юридически не существует, либо формально работает на основании свидетельства предпринимателя. Мошенники если и платят налоги, то как частные предприниматели. Но при этом договоры и прочую документацию для клиентов ведут на бланках с названием «агентство недвижимости». Естественно, такое «агентство» не имеет права заниматься риэлторской деятельностью, не состоит в объединениях специалистов по недвижимости и, в случае претензий со стороны клиента, никакой ответственности не несет.

«Подставные покупатели заверяют продавца, что стоимость его квартиры завышена, они могут заплатить, но на… 100 тысяч долларов меньше»

- Многие живущие в этом районе пожилые люди, когда-то богатые и влиятельные, сейчас испытывают материальные затруднения, — продолжает Максим Дячков.  — Причем они привыкли доверять своим соседям. Ведь долгие годы это был район для избранных, и простым смертным поселиться здесь было почти невозможно. Поэтому после частых «случайных» встреч с новой знакомой на улице или в магазине, после разговоров о жизни и приглашений в гости мужчина может рассказать даме о своих материальных проблемах.

- И, конечно, она сразу же предлагает помочь…

- Да. Например, если человек живет один в трехкомнатной квартире, ему обещают найти вариант обмена на двухкомнатную в этом же районе с солидной доплатой, способной обеспечить безбедную старость. Если у него «двушка», то предлагают подыскать «единичку».

- Предположим, «клиент» согласился.

- Тогда псевдориэлтор постепенно умышленно создает искаженную картину ситуации на рынке недвижимости, убеждая продавца в том, что его квартира якобы стоит гораздо меньше, чем подобное жилье в объявлениях. Для этого используется простой способ: «брокер» водит потенциальных покупателей, которые в один голос заверяют, что цена, например, в 500 тысяч долларов за трехкомнатную квартиру на Липках завышена и они готовы заплатить не больше 400-420 тысяч. Постепенно продавец начинает в это верить. Вот только правда в том, что все покупатели — помощники, родственники или знакомые «брокера». При этом ту квартиру, куда человек собирается переселиться, предлагают уже по реальной рыночной цене, например, за 350 тысяч. Таким образом, сокращается сумма разницы, которую продавец получит на руки.

Первая цель аферы — занизить стоимость реализуемой квартиры, так как покупателем является сам псевдоброкер. В результате человек получает сумму гораздо меньше той, на которую рассчитывал первоначально. Впоследствии аферисты продают престижную квартиру уже по реальной цене. В нашем примере «навар» составит 100 и более тысяч долларов.

- Но, как правило, проводится цепочка сделок: покупатель квартиры тоже продает какую-то недвижимость, чтобы купить эту. И продавец, реализуя свое жилье, сразу должен подписать договор о покупке другой квартиры, иначе он рискует оказаться на улице.

- Вот именно! Только в нашем случае и покупателем престижной квартиры и продавцом меньшего жилья фактически выступает один человек. Дело в том, что жителю Липок предлагают квартиры, которыми владеет сама аферистка, или жилье, оформленное на ее родственников и знакомых, участвующих в махинации.

Но это еще не все. Довольно часто пожилого человека ставят в такие условия, что он вынужден купить совсем не ту квартиру, которую ему показывали.

- Каким же образом?

- Представьте ситуацию: человек, которому уже под 80 лет, только что под присмотром «брокера» подписал договор о продаже своей трехкомнатной квартиры за 400 тысяч долларов. Деньги получил наличными. То есть фактически в этот момент он уже «бездомный», да еще и с огромной суммой денег в руках. По договоренности тут же должно пройти подписание документа о покупке меньшего жилья. Но «риэлтор» вдруг заявляет, что хозяин понравившейся старичку квартиры в последний момент… передумал.

У пожилого человека начинается настоящая паника. Но опять «риэлтор» готов прямо сейчас решить проблему и предложить другую квартиру. Правда, в другом районе, на менее удобном этаже, да и площадью меньше на 5-10 метров. Но цену, как правило, оставляют прежнюю. В этой ситуации у одинокого человека просто нет другого выхода, у него возникает естественный страх остаться на улице с большой суммой денег. И тогда он подписывает договор о покупке за 350 тысяч долларов квартиры, которая реально стоит 250-300 тысяч.

«Если клиент продолжает добиваться справедливости, к нему приходят люди специфической наружности и объясняют: лучше радоваться тому, что он имеет»

- Однако существуют предварительные договоры между продавцами и покупателями, то есть договоры задатка. Да и с «агентством» пострадавший подписывал соглашения.

- Что касается договора задатка, то задача «брокера» — под любым предлогом заполучить в свои руки экземпляр покупателя. После этого ему могут бросить в лицо задаток и тут же порвать документ. Второй экземпляр фактически находится у «брокера», точнее, у подставного лица. То есть риск, что документ попадет в руки правоохранителей, минимальный.

- Однако нельзя сказать, что человека «кинули» и выбросили на улицу?

- В том то и дело, что нет. С точки зрения закона, придраться к липковским псевдориэлторам очень сложно. Ведь человека не лишают имущества, не забирают все деньги. Другое дело, что, грубо нарушая предварительные договоренности, мошенники сокращают сумму доплаты до минимума, и жилье человек получает часто не то, что хотел.

- Обманутый может написать заявление в милицию.

- Если пострадавший и обращается в правоохранительные органы, он предъявляет претензии к несуществующей фирме. Даже после демонстрации в качестве доказательства договоров на фирменных бланках, быстро выяснится, что по указанному юридическому адресу агентство недвижимости не зарегистрировано. Профессиональные объединения риэлторов об этой фирме ничего не знают, ведь она у них не проходила регистрацию. Поскольку нет закона о риэлторской деятельности, такая регистрация не обязательна.

Да, может числиться частный предприниматель, внешне похожий на аферистку, но совсем под другой фамилией. Причем офис размещается в обычной квартире. Дверь пострадавшему никто не открывает. Вывеска быстро исчезает, а офис закрывается или переезжает на новое место.

- Для того чтобы проворачивать такие аферы, нужно иметь не только соучастников, но и квартиры, на которые обменивают престижное жилье солидных стариков.

- На самом деле это хорошо организованный бизнес. Квартиры для обмена скупаются заранее. Собственный маневренный фонд аферистов составляет до десяти квартир. Плюс для проведения махинации используют недвижимость знакомых, подельников, которые потом получают свою долю.

Если клиент оказывается слишком настырным и продолжает добиваться справедливости, к нему приходят люди специфической наружности и объясняют: лучше радоваться тому, что он имеет. В противном случае, человек может лишиться всего, в том числе и жизни. Обычно это срабатывает. Но если у пострадавшего оказываются влиятельные покровители и за него есть кому заступиться, мошенническая фирма оставляет его в покое и залегает на дно.

- И что, в сети мошенников попадают только одинокие пенсионеры?

- В первую очередь расчет именно на них, хотя были случаи, когда жертвами становились супружеские пары или неблагополучные семьи, члены которых так и не смогли адаптироваться к постсоветской реальности и найти свое место в жизни. Но чем больше людей живет в квартире, ставшей целью мошенников, тем сложнее воплотить эту схему.

- И много граждан пострадало от подобных аферистов?

- Немало. Для примера: только в одном квартале, а точнее, дворе, где стоят четыре дома (в народе этот квартал называют «сороковка»), обосновавшаяся тут же фирмочка провернула больше десяти подобных сделок. Немало, если участь, что в этих домах всего около 200 квартир. Причем сейчас, после того как о деятельности мошенников узнали все жильцы, «агентство» продало квартиру, которую выдавало за офис, выждало, пока недовольство уляжется, сменило вывеску и переехало… на соседнюю улицу. Обычно аферисты делают это каждые полтора-два года.