До полномасштабного вторжения 42-летний Александр Костюк из Чернигова занимался ремонтом автомобилей, работал водителем. Его 21-летний сын Дмитрий после срочной службы планировал открыть свой бизнес по ремонту мобильных телефонов и компьютерной техники. Солдаты Костюки сразу после 24 февраля встали на защиту родного города в составе сводного подразделения территориальной обороны.
После побега оккупантов с Черниговщины прошли курсы боевой подготовки и стали инструкторами. После чего отца и сына отправили на восток. 20 марта в Луганской области возле населенного пункта Белогоровка они погибли. В тот день с самого утра противник обстреливал и штурмовал наши позиции. Несмотря на значительное численное преимущество врага, Александр и Дмитрий сражались до последнего. Александр успел передать по радиостанции: «Нас берут!» — чем дал сигнал для побратимов выдвинуться на подкрепление. Благодаря этому позиция была удержана, а оккупантам, понесшим потери, пришлось отступить. Но отец и сын в том бою выжить не смогли.
— После школы сын Александр выучился в профессионально-техническом училище на водителя, этой профессии и посвятил свою гражданскую жизнь, — со слезами рассказала «ФАКТАМ» мама и бабушка погибших героев Наталья Костюк. — В свое время ездил на маршрутном такси по городу, из Киева возил людей в Финляндию, россию, Польшу, Эстонию. После чего развозил хлеб. Незадолго до большой войны устроился на местную СТО, ведь никогда не мог сидеть сложа руки. Но едва ли не самой радостью Саши была его семья, после армии он обручился, и вскоре у пары родился единственный сын Дмитрий. Высшее образование он получил в транспортной академии, но год проучился и захотел в армию. Вернулся домой, открыл точку ремонта мобильных телефонов. Он был счастлив, клиентов хватало. Но долго там не проработал, потому что началось полномасштабное вторжение.
— Как сын и внук оказались на войне?
— В свое время Александр служил в элитной 101-й отдельной бригаде охраны Генерального штаба в Киеве, и когда Дмитрия призвали на срочную службу, он попал в ту же часть, что и когда-то папа. Даже их казармы находились рядом. Под утро 24 февраля я услышала взрывы. Проснулась с мыслью: «Что это, война?» Поскольку в нашем доме жили Александр с семьей и мой старший сын Сергей, в считанные секунды я уже была у них. Они уже сидели в комнате Саши и разговаривали о том, что делать дальше. Я расплакалась, дети успокоили, мол, все будет хорошо и Украина победит.
Внук сразу заявил, что будет воевать. Александр ответил: «Нет, ты сам не пойдешь. Идем вместе. Я тебя самого не отпущу». Желание защищать страну было и у старшего Сергея, но его упросили остаться со мной и заботиться обо всей семье.
В тот же день Александр и Дмитрий пошли в военкомат и записались в 119 отдельную бригаду ТрО. Участвовали в боевых действиях на Черниговщине, несли службу на блокпостах, подвозили снаряды. Не раз Дмитрия просили настроить рацию, починить мобильный телефон, он был осведомлен о новинках IT, современных гаджетах. А еще он отлично разбирался в оружии. Так что внука уважали и прислушивались к его мнению даже старшие бойцы. А сын был профессионалом именно в тактике боя. Каждый раз, отправляя подчиненных в наряд, он тщательно проверял все точки.
— Когда оккупанты ушли с Черниговщины, Александр и Дмитрий решили оставаться в армии до победы, — продолжает Наталья Костюк. — В Гончаровском прошли переподготовку и стали инструкторами, обучали других на практике, читали лекции. Сын и отец никогда не расставались, куда один, туда и другой. Их отправили на позицию в Луганской области, где было крайне горячо. Но они до последнего в этом не признавались, чтобы не травмировать нас. Утверждали, что находятся на полигоне под Черкассами. Как-то прислали фото с блиндажом и рвом, рядом оружие перезаряжали. Смотрю — а ведь это степь, восточные рубежи страны. Тогда поняла, что на передовой мои соколы… Душа моя это чувствовала. Не раз умоляла признаться, где же сын и внук находятся, но они не делали этого.
— Что вам известно об обстоятельствах гибели родных?
— Дмитрий должен был идти в наряд с другим побратимом. Александр заявил, что не пустит их двоих, пойдет с ними. Так получилось, что незадолго до этого было тяжелое сражение и рядом падали мины и снаряды. Один упал у ног бойцов, но не разорвался. Они тогда говорили, что это точно их второй день рождения. А в этом бою они были настолько близко к врагу, что те применили гранаты. Саша с Димой бились до последнего, уничтожив восемь оккупантов. Насколько я понимаю, сначала ранило внука, оторвало кисть и стопу, это сумасшедшая боль и кровопотеря. Отец из последних сил сумел его оттащить к окопу. Думаю, что Саша хотел переждать и скорее спасать сына. Он уже без рации кричал так, чтобы известить побратимов об угрозе, что услышали на другой позиции и дали помощь. Однако враги забросали их с сыном гранатами и тела порубило осколками. Когда их нашли, Дима сидел в окопе, а Саша лежал…
Когда уже стало известно, что сын и внук полегли в бою, мне звонили их побратимы и не могли поверить в случившееся. Едва ли не каждый говорил, что Саша был таким отцом, что даже зубами вытащил бы сына, землю бы грыз, но спас ребенка. Не смог… Третий боец, находившийся в окопе, получил ранение, он жив. Похоронили отца и сына 29 марта на черниговском кладбище Яцево.
— Трудно представить, как ваша семья переживает это двойное горе…
— Да, живу на таблетках. Как только взгляну на портреты сына и внука с черными лентами — сразу в плач, кажется, это просто страшный сон. Мы были очень близки с Александром и Дмитрием. Внук, как и его отец, имел золотое сердце, спокойный нрав, был очень самостоятельный. Ни разу не отказал мне в помощи. Дима встречался с девушкой и, несмотря на боевые действия, успевал и для нее устраивать романтические сюрпризы. Ребята шутили, что он ходил по полю в камуфляже и собирал ромашки для любимой. Как радовался, когда вручал букеты, как светились его глаза, ведь это первая любовь… Мечтал после победы стать на ноги, создать семью. Но проклятая россия отобрала у нас самое дорогое. Гордимся Дмитрием и Александром и в то же время болит до неба.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали щемящую историю о родителях, которые после гибели сына под Бахмутом разыскали на передовой собаку, о которой тот заботился и мечтал забрать домой после победы.
Читайте также: «В один день родились и вместе погибли»: за победу Украины отдали жизнь братья-близнецы