Происшествия

Накануне дня великомученицы екатерины парубки строго постились, чтобы бог послал им хорошую жену, а в день апостола андрея первозванного девчата гадали, пекли калиту и устраивали веселые игры

0:00 — 28 ноября 2007 eye 421

На Рождественский пост, начавшийся сегодня, выпадает много праздников, которые в Украине отмечались с соблюдением всех древних традиций

Сегодня закончился самый долгий в году мясоед — время, когда верующим разрешалось есть мясо, яйца и сыр. С 29 августа холостые православные спешили исполнить свой долг — вступить в брак. Поэтому всю осень в городах и селах радостно принимали сватов и играли свадьбы. А теперь люди готовятся ко встрече Рождества Христова (7 января): смиренно и степенно постятся, ограничивая себя в еде и развлечениях. К слову, этот 40-дневный пост (именуемый в народе «Пилипiвкой») не такой строгий, как Пасхальный. Конечно, продуктов животного происхождения употреблять не позволяется, но до дня святого Николая Чудотворца (19 декабря) можно по субботам и воскресеньям готовить к обеду блюда из рыбы и выпивать немного красного вина. А еще на Рождественский пост выпадает много праздников и памятных дней, которые наш любящий погулять народ обязательно отмечал, соблюдая все древние традиции.

Если на Введение первым в дом придет молодой чернявый парубок, да еще и с деньгами в кармане, значит, следующий год будет для хозяев успешным

Так, 4 декабря издревле празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы (в народе — третья Пречистая) — день, когда родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, привели свою трехлетнюю дочь в храм в Иерусалиме. При этом храме девочка жила и воспитывалась почти 12 лет, там же получила образование.

Отмечать третью Пречистую наши предки начинали с посещения церкви. После литургии вся семья спешила домой и c некоторой опаской ожидала, кто же из знакомых или соседей первым придет в гости. Если явится молодой чернявый парубок, да еще и с деньгами в кармане, значит, следующий год будет успешным: и урожай богатый Бог пошлет, и все домочадцы будут здоровы. Постучит в двери пожилой мужчина — заболеет кто-нибудь, и злыдни в доме заведутся. Но хуже всего, если порог переступит старуха. Не миновать кому-то смерти… Поэтому в этот день бабушки старались сидеть дома у печки и в гости не ходить, чтобы не расстраивать близких и знакомых.

В некоторых регионах на Введение хозяйки посыпали коров зерном, смазывали вымя сливочным маслом, обкуривали сухими травами, оставшимися с летнего праздника Ивана Купала. Верили, что благодаря такому ритуалу скотина будет давать больше молока.

А по погоде в этот день судили о том, какой она будет на Святки: «На Введення мороз — всi свята з морозом, тепло — всi свята з теплом».

Спустя три дня, 7 декабря, празднуют день великомученицы Екатерины, которую считают покровительницей учащихся (ведь святая была образованной и очень мудрой девушкой), а также заступницей женихов и невест, семьи. Катерина, жившая в Александрии в конце III-начале IV столетия, была дочерью греческого правителя, христианкой. Она долго искала жениха, который превзошел бы ее в уме, благородстве, красоте и богатстве. И вот однажды во сне Катерине явился Христос и преподнес обручальное кольцо. Тогда девушка поняла, кто станет ее женихом. В то время правил жестокий император-язычник Максимиан, который потребовал от Екатерины отречься от Иисуса. Он подослал к ней философов и мудрецов, чтобы они убедили ее в превосходстве язычества. Но девушка не только устояла, но и сумела обратить их в христианскую веру. Конечно, этого император простить не мог. Он приказал мучить Катерину, долго держал ее в темнице, а затем велел отрубить голову.

В Украине святую Катерину особо чтили молодые люди, желавшие создать хорошую семью. Так, накануне праздника парубки постились очень строго, чтобы святая помолилась за них и Бог послал им добрую жену. Девушки в этот день тоже думали о своих суженых и гадали на них. Делалось это так: утром до восхода солнца срезали несколько веточек вишни и ставили в воду. Если к Рождеству зацветут — значит, скоро замуж идти. Правда, нужно было позаботиться о том, чтобы посватался человек молодой, добрый и богатый. Для этого вечером девчата собирались у одной из подруг и вместе варили ужин: борщ и кашу. После полуночи, пока еще не запели петухи, горшочки со снедью обертывали новыми рушниками и выходили во двор, чтобы позвать «долю». По очереди девчата взбирались на ворота и, держа в руках горшочек, трижды произносили: «Доле, доле, йди до нас кашу їсти!» Если в этот момент кукарекал петух, значит, счастливая «доля» услышала и откликнулась на приглашение. Если тихо — оглохла «доля» и не придет. Но самая худшая примета — увидеть в этот момент на небе падающую звезду. «Закотилася, згасла моя доля», — печалилась тогда девушка. Задобрив приглашением свою судьбу, девчата возвращались в дом и садились за поздний ужин.

Перед тем как лечь спать, девушки снова гадали: ставили на стол две зажженные свечи и смотрели, как они сгорают. Если равномерно и склоняясь одна к другой — брак будет счастливым. Развернутся свечи в разные стороны — придется выйти замуж за нелюбимого.

Тесто для калиты месили медленно, не суетясь, желая всем добра и здоровья

Впрочем, как бы ни повела себя в день Катерины судьба, ее испытывали еще несколько раз. С особым нетерпением девчата ждали ночи накануне апостола Андрея Первозванного, 13 декабря, чтобы снова устроить гадания. Считалось, что на Андрея можно узнать не только, скоро ли выйдешь замуж, но и откуда приедет твой жених, будет он плотником, кузнецом или писарем, пьяницей или трезвенником и как его будут звать. Способов выяснить все это девчата знали немало.

Например, за окно вывешивали связку ключей. Если в полночь они зазвенят, значит, скоро в дом приедут сваты. А еще на Андрея девчата ходили… «обнимать» деревянный забор. Окажется между руками четное количество дощечек — весной замуж идти, нечетное — еще «дiвувати». Также девушки внимательно рассматривали дощечку, попавшую под правую руку. Кривая сулила старого мужа, ровная — молодого и здорового. Дощечка с корой — посватается богатый парубок, а голая обещает бедняка. Ну а чтобы узнать имя суженого, девицы выходили за ворота и у первого встречного мужчины спрашивали, как его зовут.

Профессию будущего мужа подсказывал петух. Девушка ставила на пол зеркало, тарелку с водой и насыпала немного пшеницы. Затем в комнату пускала петуха и смотрела, к чему он побежит. Если будет пить воду — суждено девице выйти за пьяницу, станет петух клевать зерно — муж будет хорошим хозяином, а заглянет птица в зеркало — посватается парубок панского рода или… бездельник.

В восточных регионах Украины существовал еще один ритуал. Решались на него чаще всего девушки, страдающие от неразделенной любви или просто заждавшиеся сватов. Ночью девица брала пустой кувшин, миску и два полена и отправлялась туда, где три ручья сливаются в один. В этом месте набирала в кувшин воды. Затем поджигала два полена и, держа их над глиняной миской, лила воду так, чтобы струйка текла между огнями. Эта вода считалась хорошим приворотным средством.

На Андрея подруги собирались у одной из них дома, чтобы подготовиться к «вечорницям». Для посиделок делали вареники и балабушки, на которых можно было погадать. Каждая девица пекла свою балабушку, причем воду для теста полагалось принести от колодца во рту. Чтобы не перепутать, где чья балабушка, булочки украшали разными узорами. Готовую сдобу раскладывали на рушнике, к которому подводили голодного пса. Чью балабушку он схватит и сразу проглотит, той и замуж первой идти. Если собака только надкусит булку — жених вскоре изменит и бросит. Утащит пес балабушку с рушника — сваты будут из дальних краев.

Погадав, девицы готовили для «вечорниць» разные постные блюда. Обязательно, втайне от парней, выпекали так называемую калиту — большой круглый медовый корж с дыркой посередине. Это сладкое лакомство было символом всего мира и солнца. Месить тесто полагалось по очереди. Начинала самая старшая девушка, а заканчивала младшая. Месили медленно, не суетясь, желая всем, кто отведает калиты, добра и здоровья.

Несмотря на пост, молодежь резвилась всю ночь и укорять их за это не полагалось

Вечером на праздник приходили парубки. Да не с пустыми руками, а с гостинцами. Молодые люди приносили ленты, платочки и сладости, которые предлагали девчатам в обмен на калиту. Выторговав медовый корж, парубки подвешивали его на красной ленте (цвет любви) к длинной палке. Делалось это для того, чтобы хлопцы проявили свою ловкость и сообразительность в игре, называемой «Кусання калити».

Для забавы выбирали Пана Калитянского, который, дергая за ленту, опускал и поднимал корж-калиту. Остальные парубки по очереди становились Паном Коцюбовским. Испытуемые должны были отгадать загадку и, изловчившись, откусить от пряника кусочек побольше. Считалось, что парубок, вкусивший калиты, познал истину, мир и теперь может жениться. Однако довольно часто за весь вечер никому из парней не удавалось укусить калиту. Это была заслуга проворного Пана Калитянского. Тогда корж снимали с ленты и делили между всеми участниками посиделок. Девчат угощали просто так, а ребята платили за свой кусочек денежку. Принимая калиту, девицы приговаривали: «Калита, калита, солодка була, тепер ми її з`їли, за женихами полетiли».

Реабилитироваться хлопцы могли в другом испытании. Перед юношей ставили миску с медом, на дне которой лежал перстень. Тот парень, который достанет губами кольцо и при этом не испачкает нос в меду, скоро женится и будет счастливым.

Стоить ли говорить о том, что эти игры были очень веселыми и шумными. Несмотря на пост, молодежь резвилась всю ночь и корить их за это не полагалось. Более того, парубки могли наказать родителей девиц, не пустивших своих дочерей на «вечорницi». Например, шалопаи ночью снимали с петель ворота, разбирали заборы, откручивали от телег колеса, уносили с подворья на другой конец села плуги и бороны. Самые отчаянные ухитрялись затащить на крышу хаты воз и тем самым показать свою готовность на любые «подвиги», дабы засватать дочь хозяина. А чтобы отец невесты знал, где живет жених, дорожку к дому парубка поливали свекольным соком или посыпали соломой.

Люди семейные на Андрея вели себя гораздо смиреннее. Ходили в гости к кумовьям и родителям. А еще в этот день готовили разные целебные снадобья, в основном от простуды. Для борьбы с кашлем и насморком делали отвары из руты пахучей, подорожника, корней аира, петрушки и сельдерея.

Рецепт приготовления КАЛИТЫ

Понадобится: 3 стакана муки, 1,5-2 стакана воды, 0,5 чайной ложки соли, 1 чайная ложка соды, 3 столовые ложки подсолнечного масла, полстакана мака, перетертого с сахаром, 2 столовые ложки меда.

Теплой воды налить в муку, посолить, добавить соду, перемешать и дать постоять полчаса. Замесить, раскатать корж, смазать подсолнечным маслом и посыпать маком, сложить тесто вдвое, снова смазать маслом и добавить мак. Так несколько раз. Затем сформировать круглый корж, сделать посередине стаканом дырку, а по краям ножом вырезать зубчики. Поколоть вилкой. Сверху смазать медом и запечь в духовке.