Ни одна тяжелая техника не движется без шарикоподшипников. С вторжением в Украину россия потеряла свой важнейший источник комплектующих. Подшипники есть не только в роликовых коньках, стиральных машинах и холодильниках, но и в автомобилях, самолетах и танках: без шарикоподшипников современный мир буквально замер бы на месте. Именно этот универсальный компонент каждой отрасли промышленности может стать дефицитным в россии и помешать военному производству Кремля, сообщают эксперты Центра стратегических и международных исследований (CSIS).
Согласно докладу, до вторжения в Украину россия импортировала более половины всех шарикоподшипников. В 2020 году этот показатель составлял 55%, причем большинство (17%) поступало из Германии — точнее, от автомобильного поставщика Schaeffler. Остальные 38% россия импортировала из других европейских стран и Северной Америки, говорится в отчете CSIS. Однако после февраля 2022 года западные поставщики ушли с российского рынка.
«Правительство США ожидает, что этот ключевой компонент уже сейчас будет в дефиците в россии, что повлияет на производство всех транспортных средств, таких как танки, самолеты и даже подводные лодки», — пишет CSIS. Он добавляет, что дефицит также повлияет на производство и ремонт поездов, что особенно болезненно для российской экономики, которая сильно зависит от железнодорожного транспорта.
«россия может заменить западные шарикоподшипники импортом из Китая или Малайзии, например, и поддерживать свою военную экономику, — говорится в докладе, — но эти шарикоподшипники, скорее всего, будут более низкого качества и менее надежны».
CSIS также видит серьезные трудности с поставками других критически важных для войны компонентов для россии. Например, танковый парк Кремля, скорее всего, существенно потеряет качество, поскольку страна больше не сможет получать оптические системы, которые важны для захвата целей современными танками, говорится в докладе.
Похожая ситуация и с микрочипами, которые россия не может производить самостоятельно, но которые необходимы для современных систем вооружений. Очевидно, Кремль уже некоторое время пытается решить проблему микрочипов нетрадиционными методами. По данным CSIS, ситуация с двигателями, деталями двигателей и станками не менее проблематична: даже до войны в Украине россия сильно зависела от западного импорта в этих сферах; заявления о том, что сейчас россия не зависит от западных ноу-хау в сфере производственных технологий, неправдоподобны.
Экономисты CSIS предполагают, что при таких условиях россия может производить около 20 боевых танков в месяц. Однако этот показатель контрастирует с потерями не менее 148 танков в месяц в Украине, говорится в отчете со ссылкой на данные проекта Oryx, который перечисляет только те потери, которые задокументированы фотографиями. Таким образом, реальные потери путинских войск, вероятно, гораздо выше.
«ФАКТЫ» ранее писали о том, что у россии из-за санкций проблемы с производством нового оружия, считает CSIS.