Иногда кажется, что прежней жизни с ее мелкими, как теперь видится, заботами и тревогами не было вообще. Что вот просто продолжается и продолжается это нескончаемое 24 февраля. При этом каждый день вмещает столько событий, которых раньше с лихвой хватило бы на несколько лет.
Как не сойти с ума в этом безвременье и сохранить здравый смысл? Стоит ли упрекать себя в том, что делаешь для страны, которая борется за существование, меньше других? Что делать с эмоциональным выгоранием? Об этом и не только «ФАКТЫ» поговорили с вице-президентом Ассоциации политических психологов Украины, кандидатом психологических наук Светланой Чунихиной.
— Светлана, к большому сожалению, мы все теперь находимся в постоянном стрессе. Реакции на происходящее разные: страх и отчаяние, чрезмерная болтливость и замыкание в себе, проблемы с запоминанием элементарной информации и бессонница, заторможенность и возбуждение. Как вы выразились, «вокруг ожил учебник по психологии». Наш мир здесь и сейчас разлетается на атомы — рядом горе, сломанные судьбы, раненые души. Как прожить этот период и не сойти с ума? Как перейти от тупика к состоянию «я обязательно с этим справлюсь»?
— Прежде всего, нужно четко понимать, что мы вкладываем в понятие «не сойти с ума». Если речь идет о том, чтобы не реагировать на ужасы, происходящие в связи с этой войной, не ощущать боль, отчаяние, страх, ненависть, апатию, усталость и прочее, это нереалистичная цель. На самом деле здоровая реакция на происходящее — оставаться живым и испытывать все эти эмоции.
Скорее речь идет о том, чтобы даже в таких экстремальных, страшных, обременительных, эмоционально очень тяжелых обстоятельствах сохранять производительность, способность выполнять свои функции взрослого человека и делать повседневную работу. Речь о профессиональной деятельности, семейных и дружеских обязанностях
То есть мы должны сфокусироваться на том, как продолжать жить, в том числе повседневной жизнью, когда весь мир слетел с катушек: сохранять дееспособность, делать то, что от нас зависит, что есть в сфере нашей ответственности и наполняет нашу повседневную жизнь смыслом.
Да, в тяжелых условиях. Да, когда все, что происходит вокруг (это высокий стресс, очень тяжелые переживания и испытания), нас утомительно. При этом мы должны понимать, что сейчас требования к производительности могут быть скорректированы, поскольку мы не можем быть продуктивными, как в мирные времена, потому что отдаем много энергии на другую деятельность и другие переживания.
Читайте также: Как пережить войну: полезные советы
— Где и в чем черпать силы, мы ведь бежим марафон, причем не зная, какая дистанция еще впереди?
— Вы говорите, что мы бежим марафон. Но не является ли наша жизнь марафоном? Знаем ли мы свое будущее, даже когда есть мир? Не знаем. Сейчас просто опасность значительно увеличилась, и мы можем умереть. Но это не значит, что мы раньше жили в безопасности и были бессмертны. В принципе, мы бежим тот же жизненный марафон, но просто в чрезвычайных обстоятельствах, которые гораздо сложнее, чем при мирной жизни. И задача наша та же — оставаться живыми, беречь своих близких и себя для того, чтобы выполнять свои никуда не девшиеся обязанности и для того, чтобы потом восстанавливать Украину.
— По вашим словам, ужасы войны для нас стали рутинными и больше не вызывают такого острого ощущения опасности, как в первые недели вторжения: «Украина героически сопротивляется. И терпит страшные потери. И привыкает к непоправимому». Чем чревато для нашего психического здоровья привыкание к тому, что, кажется, человек не может выдержать?
— Опять же это зависит от того, какого качества это привыкание. Что это психологически означает, что мы привыкаем?
Здесь, скорее, критически значимо понятие, продолжаем ли мы сопротивляться. Понятно, что на нашу жизнь сейчас действуют обстоятельства непреодолимой силы. Вот мы не можем ничего противопоставить ракете, летящей в сторону нашего города или района. Мы понимаем, что может произойти хуже всего, и привыкли к этому мнению. Это нормально. Да, можно постоянно кричать: «Нет, этого не может быть, это неправильно». Это неправильно. Этого не может быть. Но это так. И мы должны принять эту реальность.
Но здесь я хочу акцентировать внимание на двух широко известных концептах, которые могут стать для нас помощными.
Читайте также: Не нужно изолировать себя от других людей. Накрывайте стол": психолог объяснил, почему празднование полезно
Первый концепт вырос из осмысления учеными Холокоста, в частности феномена покорности, с которым многие воспринимали то, что их хотят уничтожить только за принадлежность к определенной национальной группе. Перед лицом смертельной опасности человек действительно может утратить способность сопротивляться, потерять жизнестойкость. Советские психологи Ротенберг и Аршавский (их наработки ценны и сейчас) выдвинули концепцию поисковой активности. Речь идет о способности человека так или иначе сохранять активность даже в сложных обстоятельствах или обстоятельствах, которые кажутся безысходными. Даже если у тебя есть камера размером два на два метра, это не значит, что там совсем нет места для активности. Это пространство очень сужено, но оно есть.
Ученые связывали способность сохранять стойкость и ментальное здоровье именно со способностью занимать проактивную позицию в ситуации, несравнимой с человеческой жизнью. Что даже на небольшом клочке реальности человек может что-то менять и сопротивляться обстоятельствам. Мы не в состоянии закончить войну силой своего мнения, но можем продолжать быть активными и воспринимать обстоятельства, которые сейчас тебе даны, как еще один контекст, в котором ты строишь свою жизнь.
Это ключевой момент сопротивления. Это не значит, что ты закрываешь глаза на то, что эти обстоятельства затруднительны, на плотность или масштаб окружающих тебя опасностей, но продолжаешь быть проактивным человеком.
— А второй концепт?
— Это так называемая и всем хорошо известная обученная беспомощность. Основоположник позитивной психологии Мартин Селигман еще в 1960-х годах проводил эксперименты с животными и показал, что живое существо при встрече с какой-то чрезмерной болезненной стимуляцией может показаться и перестать сопротивляться. И даже когда эти невыносимые обстоятельства заканчиваются, паттерн поведения беспомощности транслируется и на более безопасные обстоятельства.
Затем мы, исходя из этих концептов, что обстоятельства нас могут приучить быть беспомощными (кстати, часто применяли такую объяснительную схему и к современным россиянам, к их отношению к войне), оценивали многие другие события и исторические периоды. И словно свыклись с этим мнением.
Но позже Селигман, когда получил возможность опереться на достижения нейронауки, переосмыслил свою теорию. Сейчас он пришел к выводу, что беспомощность скорее это естественное состояние живого существа. И то, чему мы действительно должны учиться, — это поведение. Это с ног на голову переворачивает весь этот концепт, включая представление о том, как нам справиться с этими обстоятельствами.
Вот если мы считаем, что мы были какие-то нормальные, а сейчас пришла война и мы так или иначе должны вдаваться в апатию, обращаться в клубочек, терять способность что-то делать, потому что у нас же есть обученная беспомощность, то почему бы не посмотреть на это иначе? Что нам даны такие обстоятельства, в которых мы должны научиться быть активными.
Каков антоним к слову «беспомощность»? Как вариант — настойчивость. Нам даны сложные обстоятельства. Чему мы должны научиться? Сохранять дееспособность, авторскую позицию в собственной жизни, настроенность на сопротивление, действие, активность, понимая все опасности, всю нашу уязвимость как живых существ и всю хрупкость нашей жизни.
Читайте также: «Ослабленный иммунитет, проблемы с желудком — это может быть скрытый стресс»: как с этим бороться
— От постоянного напряжения устали все — от солдат на фронте до школьников. Эта наша усталость хуже физической. И она только скапливается. Однако, как считает писатель и блогер Мартин Брест, «больше всего человек устает потому, что не понимает, что ему делать». Мы растеряны, живем одним днем, у нас отняли возможность планировать будущее.
— Как поддержать себя и других в новых реалиях тотальной неопределенности?
— Снова скажу о том, что написано в учебниках. Есть известный австрийский психолог Виктор Франкл, который во время Второй мировой войны прошел концлагерь, выжил и более того смог потом прожить очень продуктивную долгую жизнь. Он оставил наследство, которое и нам может быть помощным. Советую прочесть его книгу «Человек в поисках подлинного смысла».
В концлагере он постоянно размышлял о том, как выжить в условиях, когда твоя жизнь полностью зависит от того, кто имеет по отношению к тебе подавляющую силу, настроен к тебе крайне враждебно и хочет тебя уничтожить. Вот как справиться с этим фактом и с тем, что ты вообще не знаешь, когда это кончится? Конечно, ты хочешь, чтобы это кончилось как можно скорее, но не думаешь, когда это случится, на что опираться, чтобы как-то планировать свое будущее, чтобы хотя бы за что-то зацепиться.
Конечно, когда твое настоящее ужасное, ты так или иначе должен думать о будущем. А как думать о нем, когда от тебя вообще ничего не зависит? В этих обстоятельствах жил Франкл. Он наблюдал за собой, за другими людьми. И понял, что наиболее уязвимыми были те, кто пытался спасаться надеждой на скорейшее окончание этого ужаса. Они себя подкармливали тем, что нужно еще немного потерпеть, что вот-вот все кончится. И имели меньше шансов выжить именно потому, что их надежды не были реалистичны. Их ресурс быстро иссяк, они сгорали быстрее всего. Но, забегая вперед, скажу, что это не значит, что оптимизм — это ошибочная стратегия.
— У тех людей были завышены ожидания. Как и у многих сейчас. Иллюзии, которыми некоторые радуются, оборачиваются страшными разочарованиями, срывами и депрессиями.
— Да. Неоправданные ожидания могут быть действительно разрушительными.
Франкл наблюдал, что очень помогает выживать расширение жизненного контекста. Это может быть через веру, когда ты имеешь возможность присоединиться к какому-то сверхчеловеческому опыту и поэтому осмысливать все, что с тобой происходит. Понимание, что твоя жизнь является частью какого-то большего процесса, помогает не оставаться замкнутым в ужасном настоящем, а иметь возможность мысленно выходить в другие миры. Здесь речь не идет, конечно, о психотическом выходе (хотя психоз это тоже своего рода спасение). Только о способе, который позволяет оставаться в контакте с актуальным опытом.
Кстати, я сталкивалась с тем, что историки и вообще люди, знакомые с широким историческим контентом, легче проживают эту войну. Они могут увидеть эту войну в перспективе других войн. Да, происходящее ужасно. Но, во-первых, это не является чем-то исключенным, потому что войны — это часть человеческой истории, а во-вторых, войны когда-то заканчиваются. Думаю, это тоже может быть стратегией.
Читайте также: «Напиши список всего, что тебе помогает чувствовать себя лучше»: как пережить разлуку с любимым, который на войне
Спасением Франкла стала его профессия. Он занимал сразу две позиции: человека, страдающего и непосредственно проходящего через этот экстремальный опыт, и исследователя, который может анализировать этот опыт с опорой на наработку, накопленную мыслителями прошлого. Они также, кстати, проходили по разным обстоятельствам. В частности, Франкл приводит цитату из Фридриха Ницше: «Тот, кто знает, зачем жить, может выдержать любое как».
Франкл писал еще и о потере контроля. В концлагере ты совсем никак не можешь контролировать происходящее в твоей жизни по большому счету, но все равно можешь контролировать за малым счетом. Ты решаешь — чистить ли зубы, сделать ли физические упражнения, как строить отношения с теми, кто рядом, что ответить на реплику человека, отчаявшегося, как реагировать на агрессивный выпад, на чье-то отчаяние.
Есть в жизни множество вещей, которые остаются в сфере нашего контроля и ответственности. Мы можем сказать: «Я ошибся в концлагере. Но это не моя вина, что я фокусировался на том, чтобы выжить, а не поддерживать других. Это такие обстоятельства». А можно сказать по другому: «Даже в тех обстоятельствах, которые поставили мне фашисты, я сам решал, как себя вести и каким человеком оставаться. Это я решал — не они». И это второй большой совет Франкла.
— У людей сейчас явное эмоциональное выгорание — иссякают силы и душевное тепло. Все чаще слышу: «Да мне уже все по фиг». Мы рискуем стать черствыми и безразличными?
— Конечно, такой риск есть. Но эмоциональное выгорание случается с какой-то частью людей, не со всеми, и это не значит, что другие не страдают. То есть на чрезмерную стрессовую нагрузку человек может среагировать в том числе выгоранием, а может эмоционально оглохнуть, стать черствой. Такая реакция самосохранения тоже не может быть.
Выгорание ближе к состоянию, которое нуждается в клинической помощи. И здесь нет лучшей рекомендации, чем обратиться к специалистам. Но в принципе все мы время от времени можем нуждаться в помощи. И не обязательно психологов. Можно помогать друг другу.
Наши эмоциональные состояния напоминают качели. Один день мы можем чрезмерно реагировать на все, а на другой, напротив, быть спокойными. К счастью, мы качаемся не синхронно, а каждый по своей траектории. Поэтому можно обращаться в какие-то трудные периоды к тому, кто сейчас более спокоен. Это просто элементарный бытовой совет.
Нет ничего стыдного в том, чтобы обращаться к психологам или другим специалистам по ментальному и физическому здоровью. Надо понимать, что это нормально, потому что сейчас мы действительно очень сильно рискуем ментальным здоровьем. Эти происшествия являются происшествиями завышенного риска. Это большая стрессовая нагрузка. Но это не значит, что оно обязательно станет, и не значит, что, если это произошло, это необратимый процесс.
Всё зависит от того, чего мы хотим. Быть черствыми и прожить эту войну в состоянии эмоциональной заморозки — это тоже стратегия. Не факт, что из нее потом можно будет быстро выйти. Но человек его может воспринять как оптимальное для себя. То есть, здесь все зависит от того, что мы для себя хотим, какими видим себя на выходе из войны.
Читайте также: Как поддержать ребенка во время воздушной тревоги, когда воют сирены и слышны взрывы
— И какими мы выйдем из нее, по вашему мнению специалиста?
— Наибольший риск заключается в том, что это травматичное влияние разрушит социальные связи. Человек, проживший травму, склонен социально изолироваться, закапсулироваться в своем частном пространстве и оберегать себя от чрезмерной боли.
Наша социальная жизнь эмоциональна насыщенная. Мы обмениваемся с другими положительными эмоциями, но чаще болезненными. Травмированный человек не располагает достаточным ресурсом, чтобы выдерживать весь эмоциональный спектр. Поэтому самое плохое, что может произойти, это разрушение социальных связей.
Вторая опасность следующая. Если мы все же сохраним хоть какую-то степень открытости к социальным контактам, эти контакты будут, скорее всего, деструктивными. В том смысле, что мы будем друг к другу обращаться не с целью добиться какого-либо совместно ценного результата или конструктивного действия, а с целью отреагирования тяжелых эмоций. Ненависть и горе очень отравляются. И мы, отравленные, начнем восстанавливать страну. А что будем делать с этим ядом? Передавать ее друг другу? Я оцениваю вероятность этой опасности как очень высокую.
При этом все эти риски являются не только опасными, но и такими, которые могут быть освоены. Можно разрабатывать последствия этих разрушительных событий. Война не должна стать приговором нормальной социальной жизни.
Если ничего не делать, то мы будем как дерево, которое могло расти свободно вверх, а растет вниз, в сторону — куда угодно. Украинское общество рискует остаться таким деформированным деревом. Все страшные исторические события, которые мы проживали, так сформировали нас.
Но сейчас мы получаем новый опыт. И, кстати, впервые есть инструменты демократии, которые могут нам обеспечить перспективу расти вверх. Да, можно фокусироваться на том, что мы не можем сейчас устранить риски, с которыми сталкиваемся. А можно наоборот искать средства, чтобы эти риски прорабатывать. И прежде всего — понимать, для чего это все. А это все для того, чтобы Украина жила и стала простором для счастливой жизни человека.
— Процитирую вас. «Возможность внезапной гибели теперь стала частью украинской повседневности. От нее не отвлечься, ее не забыть. В философии принцип „помни о смерти“ считается наиболее полным в плане прозрений. В психотерапии неизлечимых больных принятие неизбежной и быстрой смерти часто бывает катализатором стремительного личностного роста. Теперь это наш принцип и наш призыв к росту». Неужели в таких ужасающих условиях возможен реальный серьезный толчок к саморазвитию? На мой взгляд, парадоксальное мнение.
— Это исследованный феномен. Что травматическое событие или тяжелый период в жизни — смертельная болезнь, насилие, война — действительно могут повлечь за собой как разрушительные последствия для психологического состояния, так и стать толчком к личностному росту. Не могу сказать, что эти два последствия равны.
Но это опция, с которой мы можем воспринимать этот ужасный опыт как такой, который нас учит и делает сильнее.
Что такое посттравматический рост, из-за чего он проявляется, на что обращать внимание? Первое и главное. Человек, прошедший через экстремальный опыт или экзистенциальную опасность, начинает больше ценить жизнь. Не воспринимать его как должное (вот родилась и родилась, или «я вас не просила меня рожать», есть еще такая замечательная формула), а чувствовать жизнь как подарок, как чудо, случающееся с тобой и со всеми остальными. Мне кажется, что выросший из-за травмы человек уже никогда не сможет относиться к другой жизни как к расходному материалу. Это признак очень зрелого отношения.
Во-вторых, человек переосмысливает отношения с другими людьми. В том смысле, что ему проще фокусироваться на сущностных аспектах этих отношений, ценить близких и не тратить время на притворство, на неискренность в важных отношениях или на какие-то необязательные отношения. Мы часто не справляемся, насколько некоторые отношения важны для нас. И относимся к ним будто только черновик настоящей жизни.
Читайте также: «Избегайте выражения «Думай о своем будущем»: как помочь ребенку адаптироваться в новой стране
— Так и есть, к сожалению.
— Это распространено. По крайней мере, я в своей консультационной практике часто с этим сталкиваюсь. Люди, прошедшие через травму, часто понимают, что нет никаких черновиков. Что то, что с ними происходит, и есть подлинное, и нужно его проживать как подлинное. Появляется понимание, кто тебе ценен на самом деле. Если для тебя этот человек ценен, ты хочешь прилагать все усилия, чтобы сохранить эту ценность для себя, вкладываться в эти отношения.
Вообще понимание, что в жизни нет черновиков, мне кажется центральным. Часто человек откладывает жизнь на потом. Не решается что-либо делать. Надеется, что когда-нибудь появится шанс, или пространство — и тогда я заживу, воспользуюсь возможностью, брошу вызов обстоятельствам. Но встреча со смертельной опасностью дает почувствовать, что других шансов может и не будет, что нужно жить, видеть и использовать возможности в каждом дне. В этом есть полноценная жизнь, которую мы пишем начисто с самого рождения.
— Многие знакомые в этом году практически безвылазно сидят дома, не хотят мешать другим, нагружать их своими проблемами. Это нормально?
— Если речь идет о затворяющемся в себе отшельнике уходит в какую-то раковину, это может быть в том числе признаком посттравматического стрессового расстройства. На это следует обратить внимание. Может быть, человеку нужна профессиональная помощь.
— Еще момент. Сегодня тысячи людей не позволяют себе купить какой-нибудь ценный шампунь, посидеть в кафе, потому что все их деньги должны идти на помощь ВСУ. Но есть другая точка зрения — нельзя себя так ограничивать. Кто прав?
— К этому тоже можно относиться как к осмысленной стратегии выживания в этой войне. Вот я не вижу смысла в шампуне, а вижу смысл в донатах на ВСУ, потому отказываюсь от шопинга. Это выбор человека. Это то, о чем говорил Франкл. За что ты можешь взять ответственность, за это и бери. Речь идет о личностных приоритетах. Если мне шампунь находится далеко внизу в списке приоритетов, это нормально. Это жизнь в условиях войны с учетом изменившейся системы приоритетов.
Читайте также: «Попытайтесь снизить уровень требований к себе»: психология рассказала, как бороться с апатией во время войны
— У многих теперь жизнь на паузе, как теперь говорят. Кинотеатры, театры, отпуск — табу.
— Это может быть таким проявлением ангедонизма, отказа от удовольствий. Я словно полагаюсь на себя заклятие, не даю себе разрешения на положительные впечатления, не буду ничем себя баловать, нечем наслаждаться. Ибо нет морального права жить полной жизнью, когда есть люди, которые очень страдают.
С одной стороны, это тоже стратегия справиться с ужасающим опытом войны. Если вокруг беда, нужно погрузиться в нее и полностью вычеркнуть из жизни положительную часть. Это способ осмыслить неосмысленное. Действительно очень сложно понять, как в мире одновременно могут быть кино и Бахмут. Как это может объединяться в одной жизни? Поэтому люди могут прибегать к такой стратегии.
Другая часть этой ситуации не ментальна, а эмоциональна. Люди чувствуют вину за то, что они находятся в большей безопасности, чем те, кто сейчас под обстрелами или на фронте. Это поразительный дисбаланс. У кого безопасность есть, а у кого ее нет. У кого-то чрезмерно страданий, а у кого-то как будто все более-менее в порядке.
— Кстати, о вине. Огромное количество украинцев испытывают вину за то, что в столь сложный период, когда на кону стоит судьба страны, делают недостаточно. Человек ест себя поедом, его мучает совесть, ему стыдно. Это тоже разрушает психику. Специалисты говорят, что это стало массовым явлением. Как с этой виной быть?
— Это действительно массовое явление. Могу сказать, что к этому стоит относиться без оценки, тем более осуждения или какого-нибудь морализаторства «так не делай, делать надо вот так». Просто нужно понимать, что такое чувство вины — это признак человека в беде. Сейчас мы все в беде.
В принципе, чувство вины может быть способом сбалансировать ужасающую реальность. Мучительным, но в известной степени психологически приемлемым.
Сказать, что он невинен, не могу. Но если на чашах весов лежит отсутствие никакой приемлемой стратегии прожить эту войну или такая, пусть будет такая. Если ощущения стали слишком сильными или если эта вина действительно съедает человека и он не может воспользоваться советом, например, Франкла или Ротенберга и Аршавского, то есть находить способ быть проактивным, брать ответственность за что-то, продолжать выполнять свои личные обязанности, видеть в своей жизни смысл, так почему бы не обратиться к специалистам?
Но ощущение, что вы мало делаете, одновременно мотивирует делать больше. А если вы делаете больше, то вы как будто уже сохраняете проактивность. Здесь очень важно не подходить ко всем этим состояниям с позиции морализаторства. Это не нравственная категория. Это категория сопротивления, выживания и самосохранения себя как личности и как сообщества. И все.
— Очень понравилось ваше высказывание: «Каждый из нас — песчинка на берегу бескрайнего океана великой истории, но вместе мы — твердь, сдерживающая волну». Хватит ли у нас сил не сломаться, выдержать происходящее и принять факт, что прежней жизни уже не будет никогда?
— Не уверена, что той жизни, которая у нас была, больше не будет. Наша жизнь многогранна. Не будет ничего, что было, но это не значит, что не будет ничего.
Жизнь тянет. Мы проходим через разные испытания. Что-то теряем, что-то добываем, что-то находим, что-то переосмысливаем, что-то превращаем, что-то перерабатываем. Я категорически против чеканных обобщенных формулировок, которые оставляют мало пространства для осмысления, а только для сплошного отчаяния или какого-нибудь тотального глупого оптимизма.
Для меня ужасно знать, что у нас уже нет каких-то городов и сел. Да, в большинстве них я не была никогда, но проживаю это как личную потерю. Людей, погибших, уже не будет. Не будет возможности кого-то обнять, кому-то обратиться, кому-то позвонить. Это глубокая рана.
Но это не значит, что жизнь не будет. Что-то мы теряем. Что-то храним и сохраним. Вопреки всему.
Это и есть оптимизм. Он не состоит потому, что ты постоянно ожидаешь, что завтра все плохое кончится, а все хорошее настанет. Это напрасные надежды. Оптимизм — это способность сохранять веру в то, что тебя впереди ожидает нечто, что будет для тебя ценно. Даже несмотря на все, что мы уже отдали, и еще будем вынуждены отдать этой войне, впереди нас ждет много открытий, много ценного, нового, многого, что позволит нам праздновать жизнь каждый день. В этом и вижу оптимизм. И не вижу пока никаких оснований для того, чтобы отказаться от него.
Читайте также: За время войны украинцы состарятся на 10−15 лет: глава Минздрава назвал главные угрозы для здоровья