Украина

Правительство Шмыгаля потерпело поражение в переговорах об экспорте продовольствия в Европу — СМИ

14:00 — 25 апреля 2023 eye 1259

Кабинет министров Украины во главе с премьером Денисом Шмыгалем потерпел поражение в переговорах с европейскими странами по экспорту продовольственных товаров. Такое мнение озвучивают авторы материала, опубликованного изданием «Цензор.Нет». Автор отмечает, что правительство не смогло защитить крупнейшую отрасль, генерирующую валютную выручку. Принятые компромиссы в переговорах с правительствами соседних стран можно считать уступками на условиях наших европейских партнеров, а дальнейшие переговоры уже проходят фактически без участия украинской стороны.

Следует напомнить, что по состоянию на утро понедельника Еврокомиссия предварительно согласилась на запрет импорта в пять «критических» пограничных стран пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника из Украины. Это произошло вследствие давления со стороны фермеров пяти стран, граничащих с Украиной, и решения правительств Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии и Словакии полностью или частично запретить импорт или даже транзит по своей территории сначала зерна, а впоследствии и всей агропродукции.

Автор считает, что такой результат следует считать поражением правительства по нескольким причинам.

Во-первых, по его мнению, команда Дениса Шмыгаля приняла, вероятно, первое озвученное предложение — о конвоированном транзите зерна и запрете импорта.

«Выглядит так, что поляки заранее „завысили планку“, чтобы иметь простор для переговоров. И это не говоря уже о том, что национальное правительство пошло на прямые нарушения Соглашения об ассоциации и внутренних правилах ЕС по распределению ответственности в сфере влияния. Украина явно поторопилась, пытаясь решить проблему на национальном уровне, хотя при этом имела все основания обращаться за помощью в Брюссель. В результате более слабую переговорную позицию увидели другие страны и Еврокомиссия. И сейчас переговоры о „зерновом кризисе“ в ЕС проходят вообще без Украины», — говорится в статье.

Во-вторых, как пишет автор, Украина не использовала аргумент о том, что на более дешевом украинском зерне хорошо заработали европейские трейдеры и потребители, получившие больше более дешевых продуктов. Кроме того, благодаря более низким ценам на нашу агропродукцию в целом по ЕС снизился уровень инфляции.

«Так что эффект для европейских экономик, принявших на себя аграрный транзит из Украины, в конечном счете однозначно положительный», — считают авторы.

В-третьих, отдельных участников протестов СМИ идентифицировали как вероятных агентов кремля, а правительство Украины могло использовать это в свою пользу и не продемонстрировать объединительные инициативы в противовес такой подрывной деятельности врага. Однако не сделало этого.

В-четвертых, сложившаяся ситуация продемонстрировала, насколько серьезными будут вызовы для Киева, когда Украина станет членом ЕС.

«Европейцы, очевидно, уже сегодня просчитывают последствия от поставок на объединенный в будущем рынок украинского продовольствия, ведь „противостояние“ между системой масштабных агрохолдингов и мелким разрозненным фермерством почти наверняка выиграет первая модель… Готово ли правительство защищать наших производителей и их интересы на этом уровне? Есть подозрение, что сами аграрии в это уже не верят», — говорится в статье.

В заключение, как говорится в статье, у правительства Дениса Шмыгаля нет «асимметричных» ответов на подобные кризисы в будущем.

«Таким универсальным ответом мог стать классический набор реформ: судебная, правоохранительная, налоговая, пенсионная, энергетическая и т. д. К примеру, прозрачные и понятные условия инвестиций для европейского бизнеса, участие в восстановлении Украины, инфраструктура для инноваций. Пока такого универсального ответа нет и не предвидится в ближайшем будущем», — заключают авторы.

Автор предполагает, что неурегулированность продовольственного кризиса может негативно повлиять на рейтинг президента Владимира Зеленского и на переговорную позицию с партнерами в военных вопросах.

«В ситуации, когда правительство, единственная задача которого — „закрывать“ экономику, не способно справиться с большим, но не катастрофическим, кризисом и уверенно сдает экономические интересы государства при первой же возможности, возникают большие сомнения в его способности провести страну через неопределенности и штормы военного времени, а также в возможности обеспечить эффективное и прозрачное восстановление страны после войны», — говорится в статье.

Фото pixabay