В медицинской карточке беременной специалисты столичного Центра микрохирургии глаза обычно ставят подпись под разрешением на естественные роды. Но окончательное решение принимают акушеры-гинекологи, которые учитывают, есть ли у женщины другие хронические заболевания
На прием к профессору Николаю Сергиенко Алина пришла, будучи на пятом месяце беременности. В 18 лет она перенесла кератотомию — операцию на глазах, с помощью которой раньше лечили близорукость высокой степени. Насечки на роговице улучшили зрение. Но теперь, через десять лет, врач в поликлинике утверждает, что во время естественных родов глаз от напряжения может лопнуть. Он сказал: после любой операции на глазах рожать самой нельзя ни в коем случае.
- Это совершенно не так, — говорит заведующий кафедрой офтальмологии Национальной медицинской академии последипломного образования имени П. Л. Шупика, член-корреспондент Национальной академии наук и Академии медицинских наук Украины Николай Сергиенко. — Сделанные когда-то насечки действительно уменьшают опорные качества роговицы: если по глазу сильно ударят, он может лопнуть по надрезам. Но это во время удара! У нас нет ни одного подтвержденного случая, когда глаза женщины пострадали из-за схваток и родов. Взорвавшийся глаз — всего лишь миф.
- Но многие женщины говорят, что во время родов у них лопались мелкие сосуды, глаза краснели от напряжения
- Бывает, глазное яблоко становится розоватым из-за того, что лопнули капилляры. Внутренние структуры глаза не повреждаются. Через несколько дней все приходит в норму.
- Значит, вы как офтальмолог чаще всего рекомендуете женщинам соглашаться на естественные роды?
- Да. Окончательное решение должен принять акушер-гинеколог, взвесив все «за» и «против». Я же каждую неделю консультирую беременных, которые приходят с вопросом: «Могу я рожать самостоятельно или надо делать кесарево сечение?» Как правило, у них близорукость средней степени тяжести. Говорю им: «Рожайте на здоровье!» А они: «Вы напишите, а то меня пугают, что это опасно, будут дырки в сетчатке » Приходится писать, что разрешаю рожать, и ставить подпись. Ведь ни кератотомия, ни искусственный хрусталик не являются противопоказанием к родам. Кстати, уже лет десять кератотомию у нас не делают, потому что на смену ей пришли более щадящие эксимер-лазерные вмешательства. Женщине, которой сделали лазер-коагуляцию сетчатки, можно рожать. Эта процедура не противопоказана даже во время беременности, если возникла необходимость срочно провести ее.
- Бывают ли случаи, когда офтальмологи все же рекомендуют кесарево сечение?
- Такие случаи должны быть крайне редкими. Но осмотр окулиста во время беременности нужен обязательно. Например, при позднем токсикозе на глазном дне могут измениться сосуды, и врач определит, что это чревато слепотой. Тогда он, если не найдет другого выхода, порекомендует прервать беременность.
- Вы считаете, что во многих случаях кесарево сечение делают, даже если можно без него обойтись?
- Именно так. Мы наблюдаем пациентов с самыми сложными заболеваниями глаз, по «скорой» поступают те, у кого внезапно что-то произошло с глазами, но никогда к нам не привозили женщин после родов, у которых была бы угроза потери зрения, разрыва или отслойки сетчатки.
- В моей почти 20-летней практике было лишь два случая, когда отслоение сетчатки возникало после родов, причем случилось это именно после кесарева сечения, — присоединяется к разговору доцент кафедры офтальмологии Национальной медицинской академии последипломого образования имени
П. Л. Шупика Андрей Сергиенко. — Офтальмологи на местах часто просто боятся ответственности и не хотят подписывать разрешение на роды. Ведь вопрос врачу, в основном, ставят так: «Вы ручаетесь, что у этой женщины не произойдет отслойка сетчатки?» И доктор отказывается давать гарантии. Его можно понять. А на самом деле необходимы приказы Минздрава, согласно которым регламентируются действия врача. Ответственность за напрасно назначенную операцию кесарева сечения тоже должна быть.
- Эту тревогу у женщины иногда поддерживают врачи частных клиник, куда она обращается, чтобы меньше сидеть в очереди в районной поликлинике и чтобы ей и будущему малышу уделили особое внимание, — говорит руководитель отдела внутренней патологии беременных Института педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины Владимир Медведь. Владимир Исаакович многие годы тесно сотрудничает со специалистами Центра микрохирургии глаза, направляя к ним на консультацию своих пациенток и ратуя за то, чтобы необоснованных кесаревых сечений было как можно меньше. — Сегодня, когда в частных клиниках пациентка платит за каждый анализ и каждую процедуру, врачам бывает выгодно назначать как можно больше обследований и других вмешательств. Соблазн этот настолько велик, что практически всем, обратившимся в частные клиники, назначают больше исследований, чем рекомендуется в приказах Минздрава. В этом я убедился, когда лично консультировал пациенток, побывавших на приеме у офтальмолога в одной из столичных частных клиник, и увидел записи в их медицинских карточках. У них выявляли мнимые патологии, а затем назначали лечение, в котором не было необходимости — лазер-коагуляцию сетчатки.
- Это было опасно для здоровья?
- В том-то и дело, что нет. Вмешательство эффективное, безболезненное. Но им его вообще не надо было проводить! Практически у всех беременных, обратившихся для профилактического осмотра в эту клинику, не было нарушений зрения. Насторожило то, что обследование с помощью современной дорогостоящей аппаратуры выявило у женщин (у 100 процентов!) периферическую дегенерацию сетчатки. В медицинской карточке врач записал, что это патология, «требующая обязательного вмешательства с помощью эксимер-лазерных технологий». И применить их надо непременно «сейчас, во время беременности, иначе нельзя будет рожать через естественные родовые пути»! Я направил женщин в государственную клинику к высококвалифицированным специалистам, которые не знали о заключении коллег-частников. Оказалось, все женщины могли абсолютно безопасно рожать естественным путем. Многие из них так и сделали. Возникает вопрос: как же раньше, до появления такой клиники, женщинам удавалось рожать и при этом не терять зрения?
- Об этом факте вы кому-то сообщили?
- Да. Я приводил его в своих статьях, в книге. Конечно, это специальная литература. Но на нее обязаны обратить внимание руководители Минздрава, чтобы защитить женщин от подобных ситуаций.
- Кесарево сечение применяется во всех странах мира. Существует ли статистика, позволяющая судить, обогнали мы в этом отношении других или нет?
- По данным Всемирной организации здравоохранения, обоснованные показания к кесареву сечению есть у 10 процентов женщин. У нас эту операцию проводят более чем в 14 процентах случаев. Вот эти 4 процента (около 20 тысяч женщин) можно считать необоснованным превышением. Поверьте, противоестественно, когда женщина настаивает на операции кесарева сечения и врачи идут у нее на поводу. Ведь никому не придет в голову удалять человеку аппендикс, если к этому нет показаний, а пациент настаивает
- Бытует мнение, что кесарево сечение позволяет избежать осложнений, которые возникают во время родов
- На самом деле при кесаревом сечении осложнений больше, чем при родах. Это полостная операция, после которой на матке остается рубец. В мире есть многотысячные наблюдения, подтверждающие, что женщины, страдающие близорукостью (миопией), нормально рожают и зрение у них не страдает.