В начале широкомасштабного вторжения в Украину из-за рубежа вернулись десятки тысяч добровольцев, чтобы стать на защиту страны. В то время, когда некоторые мужчины пытались пересечь западную границу в багажниках авто, бэби-боксах, вплавь, и даже нарядившись в женское, добровольцы из-за границы отправлялись на самые горячие участки фронта, часто даже не имея никакого боевого опыта. Один из таких героев — 26-летний волынянин Роман Гримайло. Какие внутренние убеждения заставили Романа сделать настоящий мужской поступок, далее в нашей истории.
До начала большой войны Роман Гримайло жил в соседней Польше, имел стабильную работу, доход и налаженную жизнь.
«На момент широкомасштабного вторжения я уже проживал четыре года в Польше, работал там. Но летом планировал поехать в отпуск в Украину. 24 февраля я должен был выходить на работу. Утром позвонил друг, разбудил меня и сказал, что в Украину в отпуск мне уже не удастся поехать — началась война. Я не поверил, однако включил новости и увидел все сам», — вспоминает Роман.
Мужчина признается, что был шокирован, но не удивился большому нашествию рашистов с московского болота.
«Еще с 2014 года стало понятно, что рано или поздно большая война может произойти. Был поражен только, что можно вот так просто бомбить города и гражданское население», — говорит Роман.
Читайте также: «Когда подорвался, то сразу понял, что ног у меня уже не будет, потому что все разорвано в фарш»: история войны десантника из Львова
Тогда парень твердо решил — надо возвращаться в Украину.
«Я все хорошо обдумал и принял взвешенное решение. Все же моя Родина Украина, а не Польша. Кроме того, все дорогие мне люди и родные все в Украине, поэтому не вернуться и не защитить их, по моему мнению, было бы неправильно. Отсиживаться в Польше было бы неправильно», — уверяет Гримайло.
Друзья и родные отнеслись к решению героя неоднозначно, ведь у Романа не было никакого боевого опыта: мужчина не был ранее в АТО и даже не служил в армии.
«Если честно, то друзья пытались отговорить меня, говорили, что я не служил, что мне нечего делать в вооруженных силах. Родные говорили куда я иду, зачем это мне, ведь нет ни опыта ничего. Но я понимал, что есть много людей, которые без опыта пошли в ВСУ и всему можно научиться. Так я и ответил», — рассказывает военный.
В апреле 2022 года Роман все же вернулся в Украину. Но здесь его ждал очередной неприятный «сюрприз».
Читайте также: «Одного бойца привезли на эвакуацию как погибшего. А медики его воскресили»: защитник Украины о войне «на нуле»
«В военкомате сначала не хотели меня брать. Говорили, что у меня есть отсрочка, потому что у меня отец уже служил в армии. Но я настоял на том, что я мотивирован, что я хочу идти в ВСУ, и никакая отсрочка мне не нужна, я хочу пройти медкомиссию, и меня уже не отказать», — объясняет Роман.
Под натиском добровольца в военкомате не устояли. Романа мобилизовали и отправили на обучение в Великобританию.
«Нас учили тактике, командованию, обороне, разведке, как штурмовать правильно города, ходить в дозоры. В общем всему, что касается пехоты. Мы учились на штурмовиков. Давалась основа, а уже в дальнейшем кто имеет желание, может от тех основ отталкиваться и создавать новые тактики, — вспоминает военный. — Британцы относятся к украинцам с большим уважением. Они говорят, что украинцы действительно мужественный народ и под натиском больших сил они не отступили, не сдались и воюют за свою свободу. За это действительно большое уважение, поэтому британцы стараются максимально научить нас».
После возвращения из туманного Альбиона Роман Гримайло отправляется на самый горячий участок фронта — Донецкое направление. Военный признается, что было очень горячо.
«У врага очень много артиллерии. Сильно бомбят и иногда даже нет возможности высунуть голову из окопов. Но мы держали оборону, потому что отступать мы не могли, так как за нами были города с мирным населением. А „вагнеровцы“ точно идут на штурм под действием каких-то препаратов. Бывало так, что кого-то из них ранят, а он встает и дальше идет. Адекватный человек так бы не смог», — рассказывает мужчина.
Боевые действия для Романа завершились 9 сентября прошлого года — день, когда военный получил серьезное ранение.
Читайте также: Вернулся на фронт после двух ранений: на войне с рашистами погиб украинский чемпион Европы
«Я заступил на утро на боевое дежурство. Был минометный обстрел. Мы сидели в окопах. В момент начала обстрела я сообщил по рации, что по моей позиции идет огонь. Через 5−10 минут был вызов на рацию, я поднялся, взял рацию в руки и в следующий момент понял, что я уже сбит с ног и закопан. Я начал откапываться, чтобы как-то вылезти из „норы“, поймать связь и сообщить, что нужна помощь медиков и авто для эвакуации. Ребят, которые были со мной на позиции, контузило, но они быстро среагировали, помогли мне выбраться и наложили турникеты. Мины продолжали падать на позиции, но в тот момент как-то никто не думал прятаться. Я уже понимал, что конечности мне не спасут и ампутации не избежать. Когда меня вынесли из окопов и положили в авто, я уже потерял сознание», — вспоминает герой.
В сознание Роман пришел только в больнице в Днепре, когда мужчину уже прооперировали и ампутировали ноги.
«Первая мысль была, что мне это все приснилось. Но я оглянулся вокруг, посмотрел на ноги и понял, что это все же не сон», — объясняет военный.
Постичь новую реальность, по словам Романа, было, конечно, трудно.
«Да, было немного тяжело, но я понимал, что жизнь на этом не останавливается и мне нет смысла падать духом, ведь если родные увидят, что я потерял жажду жизни, то им будет еще труднее. Я не имел права сдаться. Да и понимал, что рано или поздно я стану на протезы и все будет хорошо», — говорит мужчина.
Так и произошло. К счастью врачам удалось спасти Роману колени, что упростило дальнейшее протезирование и реабилитацию.
«По сути я до сих пор учусь ходить на протезах. Ходить по ровной поверхности это одно, а вот выйти на улицу, где подъемы и спуски, это уже гораздо труднее: многое зависит от того, как выставить стопу, как отрегулировать протезы, ведь если сделать это все неправильно, то можно упасть», — объясняет герой.
О своем выборе вернуться в Украину в трудное для страны время мужчина не жалеет, потому что не сомневается в победе.
«Мы сплочены, и мы привыкли к свободе, еще со времен казаков. Кроме того, мы на своей земле и защищаем дорогих нам людей, чтобы наши родные не боялись, а не идем в чужую страну убивать. У нас очень большая мотивация идти до конца и стоять даже до последней капли крови. Каждый военный пожертвует собой, если сможет спасти человека. Жертвенность — очень большая сила. А народ, который идет к нам, даже людьми нельзя назвать, потому что они просто идут убивать и грабить», — резюмировал военный.
Узнать больше о реабилитации воинов и пострадавших от войны в Украине, а также о помощи украинцам с инвалидностью, которые получили убежище в странах ЕС, вы можете на сайте организации EnableMe Ukraine. Задать вопрос эксперту и получить бесплатную помощь вы можете в сообществе EnableMe.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с актером Яковом Ткаченко: «Мы сейчас делаем россии большую услугу — вычищаем ее генетический хлам».