«Кто-то зашел в мой Helsi-кабинет, записался на прием и прошел видеоконсультацию у моего семейного врача. Попросила мужа проверить свой кабинет. Оказалось, у него круче: кто-то проходит за него обследования, потому что стоят записи на флюорографию, анализ крови, к травматологу и урологу.
Helsi — система чувствительных медицинских данных, в которой в обязательном порядке были зарегистрированы миллионы пациентов. Ни один из нас, пользователей, не ожидает обнаружить, что кто пользуется его профилем", — написала в Facebook Наталья Макогон.
Под постом Натальи — десятки аналогичных комментариев. Люди из разных регионов Украины пишут, что также обнаружили записи о визитах к врачам, которых никогда не было. Кто-то увидел фейковые визиты к узким специалистам, кто-то — сведения о вакцинации от ковида, которые не делал. Есть и совсем абсурдные записи, такие как поход взрослого человека к педиатру.
— Я, например, вдруг узнал, что дважды за последний месяц посещал… гинеколога, — рассказал «ФАКТАМ» 43-летний житель Черкасс Иван. — В системе сказано, что это был «визит к узкому специалисту по направлению». В клинике, где якобы проходили эти приемы, я не был ни разу в жизни. Ради интереса даже позвонил в эту клинику, но со мной отказались разговаривать.
Два фейковых визита к офтальмологу и один — к педиатру нашла в личном кабинете своего мужа и корреспондент «ФАКТОВ».
О том, что в системе Helsi люди находят записи о приемах, которых не было, «ФАКТЫ» сообщали еще до полномасштабной войны, в конце 2021 года. Но тогда это было еще не так массово. Например, жительница Днепра Анастасия Кулакова обнаружила в системе записи о том, что ее сын-школьник лечит у фтизиатра туберкулез и ходит на приемы к психиатру. Анастасия начала разбираться, но вскоре поняла, что концов не найти.
— Я увидела, что сына в июне 2021 года якобы принимал врач-психиатр городской поликлиники № 1, — рассказала «ФАКТАМ» Анастасия Кулакова. — Хотя в этих числах Тимы вообще не было в городе. А в январе 2021 года мой ребенок пять раз (!) был на приеме у фтизиатра с подозрением на туберкулез. Такого диагноза у нас, к счастью, никогда не было.
В те дни, когда в системе числятся визиты к фтизиатру, сын был на занятиях в школе. Аналогичная ситуация была у одноклассника моего сына: судя по информации в системе, он тоже был у фтизиатра, и происходило это в те же дни, что и у моего ребенка.
Я начала звонить по телефонам клиник, где моего ребенка якобы принимали эти врачи. Но не смогла дозвониться: где-то телефон не отвечал, где-то был выключен. На горячей линии Национальной службы здоровья сказали, что зафиксировали мое обращение, и на этом все. Я обратилась в НСЗУ еще и в письменном виде. Не хотела пускать дело на самотек, ведь такие записи в системе — не шутки. А если мой сын решит поступать, например, в военное училище? Зачем ему в истории болезни лечение у психиатра? Но после моего письменного обращения из психоневрологического диспансера пришел ответ о том, что они разобрались и выяснили: мой ребенок точно был у них на приеме. Я даже туда ездила, и мне показали явно только что заполненный журнал посещений с записью о нашем визите. И не важно, что моего ребенка в тот день даже не было в городе.
А киевлянка Галина в начале февраля 2022 года случайно узнала, что кто-то подписал декларацию с семейным врачом вместо ее 13-летней дочери.
— Началось все с того, что я пришла в поликлинику на столичном Печерске именно для того, чтобы подписать за дочь декларацию с педиатром, — рассказала «ФАКТАМ» Галина. — Подала документы, а мне говорят: «Так она уже зарегистрирована, и у нее есть доктор». Я сначала подумала, что, возможно, система подтянула дочь к моей карточке (а у меня семейный врач действительно есть). Но нет, это была декларация именно с педиатром. Педиатром в поликлинике на улице Богдана Хмельницкого, где дочь ни разу не была! Фамилия педиатра нам тоже была незнакома. Что еще интересно: в карточке дочери как ее мать была указана я, а как контактное лицо — некая Мария Дубинская из Донецка. Номер телефона тоже был ее, а не мой.
Имелись в системе также другие некорректные данные.
— Например, место регистрации, — говорит Галина. — Там указана квартира, в которой дочка никогда не была зарегистрирована и не проживала. Там раньше была зарегистрирована я, но не она. Неправильным был и номер свидетельства о рождении. Несколько лет назад мы поменяли этот документ, а в системе отображался номер старого, уже недействительного свидетельства. Все выглядит так, как будто для регистрации дочери в системе кто-то использовал старую, давно уже неактуальную базу данных. Но кто и зачем это сделал?
При этом подписать декларацию с семейным врачом, которого Галина с дочерью нашли сами, девочка не смогла, потому что для того, чтобы перерегистрировать пациента в системе на другого врача, необходим код из смс-сообщения, которое приходит пациенту на телефон. Здесь же вышло, что сообщение с кодом поступило на телефон неизвестной Марии Дубинской из Донецка. А без этого кода перерегистрировать девочку на другого врача в поликлинике не могли.
Кому же выгодны фейковые записи в системе Helsi? Что это — массовые ошибки или чьи-то умышленные действия? Пообщавшись с врачами, «ФАКТЫ» выяснили, что сами липовые декларации могут быть выгодны семейным врачам, ведь за каждого пациента они получают от государства деньги. Этим можно объяснить ситуацию с дочерью киевлянки Галины (бывали и другие случаи: например, в Одессе в 2021 году вскрылось, что врачи одной из клиник заключили 175 деклараций с… покойниками). Но деньги семейный врач получает только за декларации, а не за последующие визиты. У профильных специалистов ситуация иная, там сумма, которую получит лечебное учреждение от государства, действительно зависит от того, сколько было приемов у врачей. Поэтому узким специалистам действительно могут быть выгодны фейковые «приемы по направлению», которые потом люди случайно находят в системе.
Тем не менее профильный специалист из Киева, с которым пообщались «ФАКТЫ», сказал, что процесс этот довольно сложный. Делая запись в системе, нужно заполнить много документов и потратить не один час времени: «И при этом идти на риск, ведь пациент может обнаружить фейковый визит и поднять скандал. Проще принять одного или двух пациентов в частном порядке и сразу заработать гораздо больше, чем можно получить за эти несуществующие приемы. А в системе Helsi, к сожалению, часто происходят ошибки. Но исключать, что какие-то клиники вписывают фейковые визиты умышленно, тоже нельзя».
Через несколько дней после публикации первого поста об обнаруженных ею фейковых визитах Наталья Макогон поделилась в Facebook своими выводами:
«Благодаря помощи друзей-врачей, выяснили, что в моем случае запись делала не семейный врач, а вторичное звено. Помимо собственно консультации мне еще назначили обследование гинеколога и рентген. Ваши комментарии показывают, что проблема системная, а самое поразительное — что есть случай внесения в систему дополнительной вакцинации. Такие вещи должны караться, потому что могут стоить пациенту здоровья.
Через несколько дней я получила информацию от всех профильных специалистов.
В итоге имеем:
1. Многие пациенты не знают, что прием может быть зарегистрирован обеими сторонами, как пациентом, так и врачом. Необходимо регулярно и внимательно следить за своим кабинетом. Есть предложение сделать дополнительную верификацию-подтверждение.
2. Фейковые визиты есть. Об этом лично заявил министр здравоохранения и затем подтвердили в НСЗУ. Соответственно, о них знают и, как заверили, работают над способами решения.
3. Отменить некорректную информацию пациент сам не может. Для этого нужно: связаться с семейным врачом (он, к сожалению, тоже не всегда может), оставить заявку в системе, сделать себе скрин, чтобы банально не забыть.
4. Система не квалифицирует тип приема, например, срочное обращение, прохождение лечения или ежегодный медосмотр".
То, что проблема фейковых визитов существует и уже даже стала массовой, действительно признают в Минздраве.
«Helsi — это только медицинская информационная система, интерфейс. Все остальное — это Электронная система здравоохранения. Что касается флуда — количества посещений, которых де-факто не было, — мы их видим», — цитирует УП министра здравоохранения Виктора Ляшко, который прокомментировал ситуацию на встрече с журналистами.
По словам Ляшко, недавнее постановление Минздрава разблокирует проведение мониторинга для НСЗУ и поможет решить вопрос фейковых визитов:
«Система будет показывать, что, например, Ляшко ежедневно приходит на реабилитацию или амбулаторный прием, и, если накопится большое количество таких Ляшко, оно будет сразу гореть красным. Мы отправляем бригаду, которая на месте будет разбираться, что происходит», — сказал Ляшко.
Также министр анонсировал запуск кабинета пациента и рассказал о планах запустить смс-информирование пациентов о каждом визите к врачу, где будет указано, какую сумму расходов покрыло государство. Правда, сейчас, в условиях войны, по словам министра, вводить подобную услугу достаточно дорого.
Тем временем людям, уже обнаружившим фейковые визиты в своих электронных кабинетах, юристы советуют не пускать дело на самотек. Комментируя «ФАКТАМ» ситуацию с фейковыми визитами, старший партнер компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец советует в любом случае обращаться в правоохранительные органы: «Если же вы направили письменный запрос в администрацию helsi. me с просьбой удалить фейковые данные из системы и в течение 30 дней этого не произошло, остается только обратиться в суд с требованием обязать администратора системы исключить эти данные с карточки клиента».
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, на какие лекарства нужен е-рецепт с 1 апреля.
Фото в заголовке Pixabay