В громком деле об убийстве полицейскими пятилетнего Кирилла Тлявова огласили приговор. Переяславский городской суд Киевской области приговорил главного подозреваемого в убийстве ребенка к четырем годам лишения свободы. Еще двоих подозреваемых оправдал, а третьему дал испытательный срок. Приговор огласили за несколько дней до четвертой годовщины трагедии — Кирилла убили 31 мая 2019 года. Произошло это потому, что полицейские в свободное от работы время решили «развлечься» и пострелять на улице «по мишеням». Но получилось, что мишенью стал пятилетний ребенок, который гулял во дворе.
Почему обвиняемый, которому изначально грозило пожизненное заключение, получил лишь четыре года лишения свободы? А остальные и вовсе, по сути, остались безнаказанными? «ФАКТЫ» рассказывают нюансы этого громкого уголовного процесса.
Как погиб Кирилл Тлявов? Этот день, 31 мая 2019 года, бабушка мальчика Александра Тлявова в разговоре с «ФАКТАМИ» назвала самым страшным днем в своей жизни. Около четырех часов дня Кирилл вместе со своим старшим братом вышли погулять возле дома. С ними были еще двое соседских мальчиков.
«Дети сидели на корточках и играли с телефонами. Неожиданно они услышали выстрел. Сначала подумали, что кто-то бросил петарду. А потом увидели, что Кирюша лежит на асфальте и у него из головы течет кровь. Сначала решили, что он сильно испугался, упал и разбил голову. Потом ребята вспомнили: когда Кирюша падал, его лицо уже было залито кровью… Ребята побежали звать на помощь взрослых. Никогда не забуду, как в квартиру залетел испуганный старший внук и закричал: „Бабушка, наш Кирилл умер! Он не дышит!“ Мы, не дожидаясь „скорой“, на машине повезли Кирюшу в больницу…» — рассказала Александра Тлявова.
В тот момент ребенок еще был жив, но у него был раздроблен череп. Достать из его головы пулю оказалось невозможным. За жизнь Кирилла врачи боролись трое суток, но 3 июня мальчик умер в больнице.
Кто стрелял в Кирилла, находившиеся с ним рядом дети не видели. Но зато, по словам Александры Тлявовой, видели соседи: «Люди, живущие с другой стороны улицы, сразу сказали, что видели компанию из четырех человек. Среди них были двое полицейских и сын одного из них. Люди рассказывали, что в тот день все они вчетвером пьянствовали… Еще рассказывали, что видели этих полицейских и в ночь на 1 июня. То есть, выстрелив в нашего ребенка, они поехали развлекаться дальше…»
Полицейские были задержаны. Однако кто именно из них попал в ребенка, долго оставалось неизвестным. А оружие — главный вещдок в деле — исчезло. Тем не менее позже следствие установило, кто именно выстрелил в Кирилла — и этому человеку, полицейскому Ивану Приходько, предъявили обвинение в хулиганстве и убийстве по неосторожности.
Приходько работал в Главном управлении Нацполиции Киевской области в должности инспектора водной полиции. На момент случившегося ему был 31 год. В 2016 году его уволили из полиции из-за несоответствия занимаемой должности. Но уже на следующий день он восстановился на службе по решению Окружного админсуда Киева.
Второй полицейский — патрульный из Переяслав-Хмельницкого районного отделения полиции Владимир Петровец. В системе МВД с 1999 года, работал в ГАИ. На момент гибели Кирилла Тлявова ему было 42 года. В 2015-м во время реформы МВД он был уволен из правоохранительных органов. Но вскоре вернулся и стал командиром отделения роты особого назначения № 1 в Киеве. В секторе превенции водной полиции работал с марта 2018 года. Это он в день трагедии был со своим 16-летним сыном.
Почему в ходе следствия статью обвинения переквалифицировали?
Расследование осуществляло ГБР. В ноябре 2019 года в ГБР сообщили, что смогли хронологически воссоздать картину событий, которые происходили 31 мая 2019 года.
«31 мая с 13:00 до 15:45 они находились во дворе дома полицейского, употребляли спиртное и заблаговременно договорились о выстрелах из огнестрельного оружия пулями 5,6 миллиметра. Выстрелы они осуществляли по мишеням и другим предметам, — рассказали в ГБР. — Оружие и пули принадлежали одному из правоохранителей. Они заранее подготовили мишени. В это время на расстоянии 80 метров от улицы гуляли четверо детей, среди них — пятилетний Кирилл. В 15:36 один из полицейских выстрелил по мишени, которая находилась между двумя домами. Пуля пролетела 52 метра, попала в вершину камня, отрикошетила, пролетела еще 33 метра и попала в голову мальчика. Подозреваемые не знали, что попали в ребенка, и поехали развлекаться. В 4 часа утра первого июня они были доставлены в отделение полиции».
После смерти ребенка уголовное производство было открыто по статье «Умышленное убийство», предусматривающей наказание вплоть до пожизненного заключения. Но в ходе следствия квалификацию изменили — потому что умысла убивать мальчика у подозреваемого Приходько не было — он не планировал убийство, стрелял из хулиганских мотивов.
В то же время адвокат подозреваемого Виктор Чевгуз утверждал, что факт того, что в ребенка попал именно его подзащитный, не доказан — все подозреваемые, дескать, стреляли только по банкам во дворе, а это не более чем административное правонарушение.
Дело слушалось в суде больше двух лет, и на протяжении этого времени находившийся под стражей Приходько неоднократно пытался добиться изменения меры пресечения. В конце прошлого года ему это удалось — после того, как Европейский суд по правам человека признал ненадлежащими условия его пребывания в СИЗО, а срок пребывания в заключении — чрезмерным. ЕСПЧ даже обязал государство возместить Приходько 9,5 тысячи евро.
Разумеется, решение ЕСПЧ ни коим образом не снимало с Приходько подозрений в совершении преступления. Комментируя «ФАКТАМ» эту ситуацию, адвокат семьи потерпевших Эльвира Лазаренко сказала, что «ЕСПЧ исходил из системных проблем, которые существуют в Украине относительно ненадлежащих условий содержания подозреваемых и осужденных под стражей и продолжительности содержания под стражей до вынесения приговора». При этом Эльвира Лазаренко отметила, что затягиваний судебного процесса со стороны прокуратуры или потерпевших не было. Зато, по ее словам, заседания не раз откладывались именно по просьбам и ходатайствам обвиняемого.
Таким образом в декабре 2022 года Приходько вышел из-под стражи. Прокуратура просила суд о круглосуточном домашнем аресте с ношением электронного браслета, но из-за недостатка устройств в правоохранительных органах суд ограничился круглосуточным домашним арестом без браслета.
Куда и как пропало оружие, из которого стреляли в Кирилла?
Оружие — главный вещдок в уголовном производстве — за четыре года так и не нашли. После задержания полицейские заявили, что оставили малокалиберную винтовку на месте преступления. А когда приехала полиция, оружие исчезло. ГБР тогда открыло производство в отношении правоохранителей, которые задерживали обвиняемых и потеряли этот главный вещдок. Но это расследование ничем не закончилось.
«Еще в 2019 году мы инициировали перед ГБР внесение сведений в ЕРДР по данным фактам, однако как ГБР, так и следственные судьи отказались признать бабушку убитого Кирилла потерпевшей в данном производстве, мотивируя это тем, что ей не причинен вред вследствие служебной халатности полицейских… На все наши дальнейшие адвокатские запросы ГБР отказывало в предоставлении информации о ходе и результатах расследования этого дела, ссылаясь на тайну досудебного расследования», — сказала «ФАКТАМ» адвокат семьи потерпевших Эльвира Лазаренко.
Иван Приходько получил за убийство по неосторожности четыре года лишения свободы, из которых три с половиной он уже отсидел. Еще суд обязал его выплатить семье погибшего ребенка миллион гривен моральной компенсации.
Владимир Петровец получил испытательный срок — за хранение патронов. Обвинения в хулиганстве с него сняли, а дело по поводу поддельных документов на авто (это ему тоже вменяли) закрыли в связи с истечением сроков давности. Сын Петровца и четвертый обвиняемый, приятель полицейских, были оправданы.
В прокуратуре уже заявили, что будут подавать апелляцию.
«Пока что приговор, согласно требованиям уголовного процессуального кодекса, не вступил в законную силу, — сообщили в Офисе Генерального прокурора Украины. — Ювенальные прокуроры Киевской областной прокуратуры будут обжаловать его в установленном законом порядке».
«Наша позиция неизменна. В совокупности мы просили для Приходько 7 лет лишения свободы, относительно Владимира Петровца и Кривошея — по шесть лет, в отношении Петровца Станислава — четыре года с освобождением от отбывания наказания с испытанием», — цитирует «Суспільне» прокурора Максима Дергачева.
При этом осужденный, несмотря на очевидно мягкий приговор, тоже намерен его оспаривать. Его адвокат пока что комментариев по этому поводу не давал, но ранее неоднократно заявлял, что факт того, что именно выстрел, произведенный Приходько, стал причиной смерти ребенка, доказать невозможно. Сам Приходько сказал «Суспільному», что возмущен фактом оправдания других обвиняемых, потому что «отсидеть должны все».
Семья погибшего мальчика шокирована приговором. Бабушке Кирилла Александре Тлявовой стало плохо.
— Когда мне об этом сообщили, у меня схватило сердце, — плача, сказала женщина «ФАКТАМ». — Сейчас напилась таблеток, лежу… Не могу поверить в то, что можно просто так начать стрелять на улице, убить ребенка и, по сути, остаться безнаказанными. Я искренне надеялась, что Приходько получит хотя бы семь лет, как предусматривала статья обвинения. Но нет. Еще двое и вовсе оправданы… Ребенка нет, и наказания за это тоже нет. Со мной уже связывались представители прокуратуры, сказали, что будут подавать апелляцию. Но у меня уже нет веры в справедливость.
«ФАКТЫ» будут следить за дальнейшими событиями.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали подробности судебного процесса и приговора полицейским из Кагарлыка Киевской области, которых обвиняли в избиении и изнасиловании 26-летней Нели Погребицкой.