Двухлетняя Виолетта Мужичук исчезла вечером 23 мая со своего двора в селе Скрипаи Харьковской области. В субботу, 27 мая, девочку нашли живой. За несколько суток поиска ребенка в спасательной операции приняли участие около тысячи человек — правоохранители, военные, волонтеры, местные жители и просто неравнодушные люди. Они неоднократно прочесывали лес, водолазы проверяли водоемы, задействовали и служебных собак, которые, взяв след девочки, потеряли его у местного водоема. Чтобы найти свою дочку, с фронта приехал и папа Виолетты, мать с детьми находилась дома в ожидании хороших новостей. И чудо произошло! Через 90 часов девочку нашли в густых кустах в десяти километрах от дома. Обессиленная, искусанная насекомыми, в царапинах от веток, она была голодная и очень хотела пить. Девочка тянула ручки и просила: «Водю, водю». Первое, что сделали спасатели Виолетты, — успокоили ее, согрели и дали напиться такой желанной воды. По словам полицейских, этот случай, вероятно, войдет в историю, ведь в их практике еще ни разу не было такого, чтобы четверо суток искали ребенка и нашли живым.
— Село Скрипаи находится в Чугуевском районе, там примерно 420 дворов. В свое время в этот населенный пункт «прилетало», но семья Мужичук не выезжала. Она многодетная, воспитывают четверых детей. Глава семейства сейчас служит в армии, а о детях заботится мама, — рассказал «ФАКТАМ» Артемий Коновалов, начальник отдела ювенальной полиции ГУНП в Харьковской области. — На учете они не состояли, дети ухожены, однако отношение было не внимательное. Например, они могли самостоятельно гулять во дворе без присмотра старшего и для их семьи это было нормально. 23 мая Виолетта со своим братиком-близнецом играла во дворе, однако в дом мальчик вошел уже сам. Возле дома нет никаких ворот или забора, так что покинуть территорию довольно просто. По словам матери, она поначалу самостоятельно пыталась найти дочку. Но когда не смогла этого сделать, позвонила на 102. На место сразу же приехали полицейские, присоединились военнослужащие, кинологи со служебными собаками, представители ДФТГ, поисковая группа «Милена», волонтеры — все, кому была небезразлична судьба ребенка. Дважды мы запускали квадрокоптер с тепловизорами. Думаю, что если бы девочка в первый день была в лесу, то ее точно заметили бы. Водолазы дважды проверяли водоемы, но безрезультатно. Искали ребенка даже ночью. На следующий день начали обходить село, каждый двор, сарай, погреб, проверяли ранее судимых. Мы бы не прекратили поиски до тех пор, пока не нашли бы девочку.
— Если не ошибаюсь, то у мамы Виолетты была основная версия, что девочку украли.
— Да, но, когда мы спрашивали ее, кто мог похитить ребенка, она отвечала: «Не знаю». Если бы она назвала конкретного человека, которого подозревала, то это было бы другое дело. Для нас эта версия была маловероятной, мы склонялись к тому, что Виолетта потерялась.
— Вы понимали, что каждый новый день снижал шансы найти девочку живой?
— Это всегда так. Чем больше времени проходит, тем меньше вероятность найти пропавшего живым. Честно говоря, мы очень переживали, ведь, когда прочесывали леса, нас просто атаковали комары. В этих лесах множество диких кабанов…
— Что вас лично поразило во время поисков девочки?
— Это не первый поиск, такая командная и профессиональная работа происходит каждый раз. И я горжусь всеми коллегами и причастными к этой истории. Безусловно, поразило то, что через четыре дня ребенок нашёлся живым. Это счастье! Когда поисковики после обеда начали терять надежду, девочка вдруг застонала в лесу и ее услышали. Она сидела под деревцом, маленькая, худенькая, как котёнок, клубочком свернулась.
— Скупую мужскую слезу пустили, когда нашли малышку?
— За долгие годы работы к разному привыкли, но не скрываю — все были счастливы, когда увидели Виолетту живой. Таких эмоций, вероятно, в жизни никто из нас еще не испытывал. Виолетту в состоянии средней тяжести доставили в реанимационное отделение больницы, но это не всегда что-то ужасное. Ребенка просто поместили в такие стерильные условия, чтобы потом решить, что будет с ним дальше. Первые дни она очень хотела воды, потом начала есть. Испытывала определенный психологический стресс, с ней будут работать соответствующие специалисты, но жизни и здоровью девочки ничего не угрожает. Ребенка на днях уже должны выписать.
— В соцсетях пользователи выдвигали версию, что двухлетний ребенок не мог за 4 дня пройти так много километров. Что ее могли украсть и подбросить.
— И такое мнение имеет право на жизнь. Поэтому, чтобы исключить подобные вопросы, могло это быть или нет, следователи проводят ряд экспертиз. Я думаю, что в данном вопросе точку нужно поставить.
— Есть вопросы к родителям?
— Да, мы планируем провести вместе со службой по делам детей определенные мероприятия, составить соответствующий акт на предмет того, как там воспитываются дети. Ведь, согласитесь, это не совсем хорошо, когда двухлетние дети на улице сами гуляют. На родителей будет составлен административный протокол за невыполнение родительских обязанностей.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о том, что в Кривом Роге нашли мертвыми двух мальчиков, исчезнувших за две недели до этого. Тела извлекли из карьера Ингулецкого горно-обогатительного комбината.
Читайте также: На Днепропетровщине тело 6-летнего ребенка нашли в реке в 15 метрах от берега