В субботу в Харькове попрощались с 22-летним Романом Слепцом и 21-летним Евгением Кочетовым, которых похоронили в закрытых гробах. Накануне курсанты Национального университета гражданской защиты Украины в помещении общежития разбирали 152-миллиметровый снаряд, чтобы сделать из него муляж, но в результате детонации получили тяжелые травмы и погибли. Третий их однокурсник Дмитрий Солодовников чудом остался жив. По словам родных и очевидцев, такое задание третьекурсникам дал начальник кафедры пиротехнической и специальной подготовки Александр Шевчук, заявив, что если не справятся — взвод не отпустят в увольнение. Известно, что из-за трагедии комиссия аппарата ГСЧС проводит служебное расследование, а четырех человек, ответственных за учебный процесс, уже отстранили. Кого именно — неизвестно.
- Мы из маленького городка Приморск Запорожской области, который сейчас находится под оккупацией, — рассказала «ФАКТАМ» Юлия Кочетова, мама погибшего курсанта Евгения, — Женя был во всем авторитетом для своего младшего на 13 лет братика. Воспитанный, заботливый, всегда готовый прийти на помощь — это о моем сыне. После девятого класса он пошел учиться в аграрный техникум, где овладел специальностью механика. Получил красный диплом. Так случилось, что наши знакомые поступали в университет гражданской защиты Украины и предложили Жене. Он начал тщательно все изучать, тренироваться, ведь нужно было сдавать нормативы. Его это действительно заинтересовало. Вместе с бабушкой сын поехал в Харьков сдавать экзамены. Мы все рассчитывали, что Евгений пойдет учиться на пожарного. Я даже не думала, что он решится выбрать специальность сапера-минера. Это довольно опасно, но это было решение моего ребенка, которое мы уважали. С курсантами у Жени сложились очень дружеские отношения, после похорон они писали и благодарили за то, что я воспитала такого сына. Знаю, что он хотел работать по специальности, ему действительно все нравилось. Но один человек, который, видимо, решил, что схватил Бога за бороду, решил сломать жизнь нашим детям и посеять в наших сердцах навеки боль и тоску.
- Что произошло в тот роковой день?
- Как рассказал однокурсник моего сына Дмитрий, который во время трагедии получил ранения, начальник кафедры пиротехнической и специальной подготовки Александр Шевчук прессовал курсантов. Однако мой сын был настолько воспитанным и всех уважал, что не делился со мной этим, вероятно, оберегал. Я каждый раз спрашивала: «Сыночек, как у вас там? Не бомбят? Не стреляют? Не обижают». На это Женя всегда отвечал, что все тихо. Это уже сейчас я знаю, что там не всегда было все спокойно, были прилеты и напряженная атмосфера между курсантами и руководителем кафедры. За неделю до всего этого Евгений написал своей девушке Арине о том, что если оттуда не уедет, то чувствует, что умрет. Я не знаю, почему он ей об этом сказал. К сожалению, любимая сына не успела при жизни сына рассказать об этом. По словам однокурсника, за день до взрыва начальник кафедры, который отдал приказ разобрать 152-миллиметровый снаряд, позвал к себе моего сына и заявил, что у них есть время до 6 июня. Когда ребята говорили Шевчуку, что не должны разбирать снаряды, потому что они только учатся на третьем курсе, но он на них начинал кричать. И кому было жаловаться, если рука руку моет?
Курсанты попросили у Шевчука мойку Kärcher, чтобы безопасно вымыть взрывчатку. Но Жене он ответил: «Вы такие умные? Чайник, молоток и арматура — сидите и делайте. Если же нет, то не выйдете тогда в увольнение, весь курс будет страдать — бегать». Кроме того, угрожал испортить оценки, а Женя и Рома хорошо учились, были одними из лучших на факультете. На самом деле, как я уже знаю, мой сын и его однокурсник Роман работали не первый день. Поэтому они и посоветовали, как сделать правильно, однако военачальник их и слушать не хотел, вероятно думал, что здесь самый умный, хотя, по словам курсантов, у них были вопросы к его профессиональным знаниям.
Читайте также: Четверо военных погибли в «Десне» в результате взрыва снаряда, — ГБР
На момент взрыва на этаже общежития, где в одной из комнат лежал снаряд, было 12 человек. Взрыв был очень мощным! Кадры с места трагедии просто шокируют. Это уже потом я интересовалась у специалистов, что же это за снаряд такой. Они рассказали, что ими уничтожают танки. Вот запусти его в обычный гараж — он сложится как картонный домик.
Насколько мне известно, Рома и Женя умерли по дороге в больницу. один из них получил сильные ожоги, им оторвало конечности…
Я думаю, что моего сына и Рому начальник кафедры выбрал не просто так. Он знал, что семья последнего с Луганщины, после вторжения выехали в россию. Мы остались в оккупированном Приморске, хотя я очень хотела уехать на подконтрольную Украине территорию. Но Женя говорил, что нужно немного потерпеть и город обязательно освободят. Понимая, что родители обоих курсантов далеко и не смогут приехать, Александр Шевчук и дал им такое задание, думая, что потом все спишет на наших детей. Но нет, это был приказ, угроза. Не терпя несправедливости, мы решили рассказать эту историю СМИ. Узнав об этом, руководство университета в последний момент перенесли место прощания с курсантами, чтобы меньше журналистов могли туда попасть. Посадили курсантов в автобусы и повезли, не сообщив, куда и зачем. Ребят прессуют, запрещают делиться подробностями трагедии и травят.
— Вы общались хотя бы через соцсети с родителями второго погибшего?
- Нет, я даже не знаю, как их зовут. Мы все виделись только тогда, когда наши сыновья принимали присягу. После нее разобрали своих детей и пошли в кафе кормить, потому что в казармах они сильно похудели.
Читайте также: Курсант застрелился во львовском университете внутренних дел: СМИ сообщили подробности
- К сожалению, вам по понятным причинам не удалось попасть на прощание с сыном…
- Да. Я искала перевозчика, ближайшее время, когда будут ехать — 6−9 июня. Ехать в Польшу будут четыре дня. Затем добираться в Украину. Я понимала, что никак не успею. Поэтому на прощании были моя родная сестра, которая в данный момент живет в Запорожье, и семья девушки моего сына. Рому похоронили в Харькове, моего сына по нашему решению кремировали, урну заберет моя сестра, и потом мы проведем похороны уже в Приморске, потому что я хочу ходить на могилу сына, носить цветы ему, молчать и плакать возле него. Мне прислали все видео с прощания, но все равно я не верю, что ребенка нет. Я знаю только одно — уже четыре дня он мне не звонит, как это обычно делал вечером. До сих пор успокаиваю себя, что нет интернета и связи… Жду. Знаете, всегда говорят, что родители больше любят меньших. Но у меня было по-другому. Потому что младший сын у нас с мужем получает заботу и тепло, а Женя был далеко. И если бы могла, небо для него наклонила. Сын был для меня Вселенной, опорой, советчиком. Не представляю, как теперь жить без него. Буду всеми правдами и неправдами бороться за наказание, буду нанимать адвокатов и осужу именно начальника кафедры Александра Шевчука. Я понимаю, что это будет крайне сложно, ведь его отец — руководитель ГСЧС в одной из областей, имеет звание генерала. Так что можно представить его связи. Но справедливости добиваться буду, да и Божий суд еще никто не отменял.
— Выходил ли с вами на связь Александр Шевчук?
- Конечно, нет. Он даже не пришел на церемонию прощания, заблокировал все свои профили в соцсетях. Вот что его беспокоит, а не соболезнования нашим семьям. Более того, даже о самой трагедии мне сообщили знакомые из нашего города, сыновья которых учились в этом университете. Я скорее звонить туда, все отбивали мой звонок. И только вечером меня набрал начальник руководитель факультета и сказал: «Я вам сочувствую. Но вы поймите, что идет война». Здесь я не церемонилась и разговор продолжался уже на повышенных тонах. Какая война? Они что, в зоне боевых действий были? Курсанты погибли в общежитии!
Читайте также: Сотрудников университета МВД в Одессе уволили за издевательство над курсантом
На странице кафедры пиротехнической и специальной подготовки факультета гражданской защиты Национального университета гражданской защиты Украины указано, что 29-летний ее руководитель Александр Шевчук имеет стаж работы — 13 лет. Из них 6 — практической деятельности. Он участник боевых действий. Опубликована на сайте его Почетная грамота от Председателя службы ГСЧС «За мужество и героизм, смелые и решительные действия, проявленные во время ликвидации последствий ЧС, которая возникла на 48 арсенале Вооруженных Сил Украины в г. Калиновке Винницкой области». В июле 2020 года Александр Шевчук был назначен на должность начальника Летичевского районного сектора Главного управления Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям в Хмельницкой области. После чего в 2021 году с мая был назначен на должность заместителя начальника 4 Государственного пожарно-спасательного отряда Главного управления Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям в Хмельницкой область С декабря 2021 года по настоящее время назначен на должность начальника кафедры пиротехнической и специальной подготовки факультета гражданской защиты. Он преподает дисциплины: «Организация разминирования объектов и местности», «Взрывные и пиротехнические работы».
Что именно произошло в тот роковой день и чувствует ли он какую-то вину — Александр Шевчук пока не комментирует. Пресс-секретарь университета Виктория Коленко сказала «Суспільне. Харків», что комиссия аппарата ГСЧС проводит служебное расследование.
«Четырех человек, ответственных за учебный процесс, отстранили. Мы хотим, чтобы виновные были наказаны. Следствие продолжается, комиссия работает. Если будет больше информации, она обязательно будет обнародована», — сказала она.
Спикер Харьковской областной прокуратуры Дмитрий Чубенко сообщил, что по факту взрыва открыли производство по п. 1 ч.2 ст. 115 Уголовного кодекса. Место происшествия с привлечением взрывотехников осматривают следственно-оперативные группы. Устанавливаются свидетели происшествия и тип взрывного устройства. Подозрение пока никому не объявляли.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с отцом 18-летнего курсанта, который застрелился на посту: «За несколько минут до самоубийства сын написал маме смс: «Прости за это…».
Фото предоставила Юлия Кочетова