Подрыв дамбы Каховской гидроэлектростанции, повлекший за собой катастрофу на юге Украины, российскими оккупантами был связан с возможным контрнаступлением ВСУ.
Об этом много говорилось в публичном пространстве, его ждали со дня на день, в том числе и на Херсонщине. И этим терактом враг хотел предотвратить его.
Такое мнение в интервью OBOZREVATEL высказал руководитель Службы внешней разведки Украины в 2005—2010 годах генерал армии Николай Маломуж.
«Враг и вообще руководство россии ориентировано на то, что у них сегодня уже нет стратегических перспектив наступательных операций и они переходят к обороне. Они также понимают, что сейчас Украина определяет свои сектора наступательных операций. И самое главное — они считают, что южный коридор и проход к Крыму для них стратегически важнее востока нашей страны, там они еще имеют прямую коммуникацию с россией, но здесь, если украинская армия проводит успешную наступательную операцию на Запорожском, Херсонском направлениях, она на плечах отступающих может зайти в Крым, перерезав Крымский мост и нейтрализовав Черноморский флот ракетами и беспилотниками», — считает эксперт.
По словам генерала, у врага пока осталось всего три фактора, которые он будет использовать поэтапно.
Это подрыв Каховской ГЭС и затопление региона, далее подготовка к подрыву Запорожской атомной электростанции и шантаж — это крайний вариант, поскольку это очень чувствительная тема для всего мира.
И третье — когда встанет вопрос о конце режима, когда украинская армия будет успешно наступать, это, конечно, применение ядерного оружия. Это сугубо гипотетический вариант, который маловероятен, отметил Маломуж.
Генерал считает, что в военном формате этот подрыв не имеет глобального значения. Да, вода затапливает определенные регионы, возможно, на несколько дней это откладывает контрнаступление наших войск.
Но это также дает ВСУ перспективы и преимущества, считает Маломуж, поскольку часть российских войск и укреплений оказывается подтопленной. Некоторые на отдельных островках, полузатопленные воинские части, постройки, укрепрайоны, которые они делали долго, сейчас оказались отрезанными от основной части. Это конечно ограничит их возможности маневра.
С другой стороны, это поле деятельности Украины. ВСУ могут применять здесь огневые средства, уничтожая противника или высаживать десанты для проведения эффективных операций. Причем у врага не будет подкрепления и возможности куда-то уйти.
«Еще одна составляющая — наши перспективы. Мы можем двигаться по суше, где нет подтоплений, мы можем форсировать Днепр в определенных местах — там, где позиции россиян ослаблены. И, конечно, мы можем продолжить определенные наступательные действия в подтопленных регионах, когда за 3- 5 дней вода спадет», — считает генерал.
Он предполагает, что подрыв Каховской ГЭС может притормозить нашу наступательную операцию в определенных секторах. Но не отменит наступление ВСУ в целом. А враг, возможно, действовал на опережение — от испуга, через дезинформацию
Напомним, по расчетам специалистов, через 7−10 дней вся вода, прибывшая в результате подрыва Каховской ГЭС, отойдет дальше в море.
Катастрофа на Каховской ГЭС фактически оставила без источника воды 94% оросительных систем в Херсонской, 74% - в Запорожской и 30% - в Днепропетровской областях. Негативные последствия уничтожения станции будут и для рыбного хозяйства Украины.