Принятие законопроекта 5655 о реформировании рынка строительства позволит минимизировать коррупционное влияние чиновников на процессы в отрасли.
Такое мнение в блоге на «Цензор.НЕТ» высказал политолог Марьян Ощановский, комментируя опубликованное накануне расследование о встречах чиновников с предпринимателями после начала комендантского часа в Киеве.
В одном из эпизодов показано, как столичный застройщик Артур Мхитарян в 2 часа ночи встречается с руководителем департамента охраны культурного наследия КГГА Александром Никоряком в одном из столичных ресторанов. Через несколько часов после выхода сюжета мэр Виталий Кличко призвал Никоряка уволиться из-за нарушения комендантского часа.
Ощановский напомнил, что это уже не впервые чиновник избегает реальной ответственности за конфликт интересов с предпринимателем из-за формального повода.
«Ярким примером была история, которую раскрыл тот же Михаил Ткач — когда заместитель генпрокурора Алексей Симоненко на автомобиле, который имеет отношение к структурам табачного олигарха Григория Козловского, выезжал за границу „на зимние каникулы“. Симоненко уволили „по собственному желанию“, а не за конфликт интересов», — напомнил Ощановский. «Так же и мэр Киева Виталий Кличко, похоже, держит нас за дураков. Ведь он призвал уволиться Александра Никоряка не за встречу с застройщиком во внеурочное время — чего Никоряк, очевидно, не смог бы объяснить — а за нарушение комендантского часа», — добавляет политолог.
Ощановский напомнил, что в 2018 году ЖК «Taryan Towers», который строит Мхитарян, оказался в эпицентре громкого скандала. СБУ и Генпрокуратура возбудили против компании уголовные дела из-за якобы несогласованности застройки с Минкультом. Мхитарян тогда публично обвинил правоохранителей в вымогательстве взятки, дела закрыли. А застройщик заявил, что в городе нет определенного ареала исторической застройки.
«Поэтому право возводить „инновационные объекты“ в таких чувствительных зонах — это скорее недосмотр местной власти, или намеренно оставленная лазейка, которая позволяет решать вопрос „в индивидуальном порядке“. Так же „индивидуально“ решается проблема высотности, недостаточного количества паркомест, коммуникаций
По его мнению, такая неопределенность — это огромное поле для манипуляций из-за непрозрачности законодательного регулирования, полной автономности (в худшем смысле этого слова) органов местного самоуправления в вопросах определения фактических строительных правил на местах.
«И это именно та „мутная водичка“, в которой хотят продолжать ловить рыбку мэры, всячески блокируя законопроект 5655 о градостроительной реформе. Документ, принятый парламентом еще в декабре 2022 года, полностью исключает фактор „мнения чиновника“ и дает возможность получать разрешения и согласования без взяток и дополнительных коррупционных условий. Оппоненты называют это „ущемлением прав городов“. С этим нельзя не согласиться, но с одним нюансом: это ограничение прав городских чиновников „решать вопросы“ с застройщиками в два часа ночи в ресторане. Потому что автоматизированные системы и прозрачный реестр равнодушны к таким встречам. А тот чиновник, который заведет в город проблемного застройщика — будет сам отвечать за такой недострой», — написал эксперт.
«И тот факт, что Виталий Кличко — один из ключевых оппонентов 5655 — не увольняет чиновника за конфликт интересов, а находит более „удобный“ формальный повод якобы выполнить политический запрос — лишь подтверждает, насколько сильно не хочется терять кормушку», — подытожил Ощановский.