«Лучшее что могло произойти со мной в жизни — это ты! Я вечно буду помнить тебя родной, буду скучать по тебе… Спасибо, что был со мной, спасибо за нашу дочь, спасибо, что любил и оберегал старших детей как своих родных. Ты навсегда в наших сердцах и мыслях» — такие горькие слова посвятила своему любимому Анна Бондаренко.
Прошло 40 дней со дня трагической гибели ее мужа — 23-летнего нацгвардейца Вадима Бондаренко. Когда тот расставлял инженерные заграждения во время комендантского часа на блокпосте в Киеве, в него влетел на «Лексусе» председатель Макаровского районного суда Киевской области Алексей Тандыр. Последний, по данным очевидцев и побратимов военного, был пьян, а на его переднем сиденье находилась недопитая бутылка из-под спиртного. Вадим Бондаренко из Черкасской области был папой троих детей — 2-летней дочери и еще двух усыновленных детей. Его собственный отец и брат сейчас воюют на передовой.
21 июля Алексей Тандыр может выйти из СИЗО, ведь заканчивается его срок содержания под стражей. В это трудно поверить, но почти полтора месяца нет результатов теста на алкоголь, которые принудительно взяли у служителя Фемиды. Адвокаты и семья погибшего выяснили, что идет безумное давление на тех, кто этот тест делает, чтобы они нарисовали «отрицательный» результат.
- В день трагедии к нам поступило обращение — позвонил друг семьи погибшего нацгвардейца и просил взять дело в работу, тем более мы с коллегами нашего адвокатского объединения постоянно помогаем военнослужащим и военнопленным. Потерпевшими являются родственники первой линии родства — отец, жена и дети, — рассказал «ФАКТАМ» адвокат потерпевшей стороны, старший партнер адвокатского объединения AVER LEX Виталий Сердюк, — С ними мы встретились в первый же день после аварии. Мы заключили договоры и нами были получены соответствующие документы.
— 19 июня Киевский апелляционный суд Киева оставил без изменений меру пресечения судье Макаровского райсуда Алексею Тандыру. Расскажите подробнее об этом заседании.
- На апелляции была попытка защиты все же изменить меру защиты на домашний арест. Из того, что мы услышали, адвокаты подозреваемого не признавали обоснованность подозрения Тандыру, несмотря на всю очевидность событий, которые происходили. Было указано, что достаточно будет содержания под домашним арестом. Понятно, что мы с моим коллегой Денисом Шевченко, который тоже представляет сторону потерпевших, и с семьей Вадима Бондаренко были категорически против этого и возражали. Суд учел позицию потерпевших и оставил Тандыра под стражей.
— Какие риски вы перечисляли при рассмотрении апелляции?
- Прежде всего мы заявляли, что подозрение, как я уже говорил, является обоснованным, это главный вопрос, который должен суд решать. Очевидно, что человек, который находился трезвым, находясь в ночное время во время действия комендантского часа, зная, что на этом месте находится блокпост и есть множество ограничительных знаков, он не мог ни при каких обстоятельствах совершить ДТП и насмерть сбить человека. Мне кажется, что это не нуждается в доказывании. Я уже не говорю о том, что на переднем сиденье находилась недопитая бутылка, что, по нашему мнению, сообщались заведомо ложные данные, что водитель двигался с небольшой скоростью. Алексей Тандыр утверждал, что двигался в потоке машин. Но кто бывает на том блокпосту, то знает, что, во-первых, никакого потока там нет, тем более во время действия комендантского часа. А во-вторых, автомобили, которые подъезжают к блокпосту, выполняют требования знаков дорожного движения — снижают скорость до 30, 10, 5 километров, выключают фары, и ждут проведения контрольно-пропускных действий.
Вы понимаете, что только находясь в состоянии крайне тяжелого алкогольного опьянения, можно было не увидеть дорожной обстановки и осуществить прямой наезд на лицо, которое выполняло функции по организации порядка движения. Также в суде был приведен такой факт, что кепка Бондаренко находилась на расстоянии 50 метров от удара. То есть в момент удара она была сбита, и он еще столько же метров двигался вместе с телом. Скорость была за пределами допустимой.
— Уже известно, какая именно была эта скорость?
- Сейчас есть экспертиза, что это было более 60 километров в момент столкновения. При том, что ограничение там от 30 до 5 километров, после чего знак «Стоп». Тем более, обращает внимание поведение подозреваемого и его стороны. В суде первой инстанции родственники Вадима совсем не услышали извинений, сочувствия, не была предложена со стороны Тандыра какая-то помощь в погребении, возмещении. Защита заняла тактику, которая полностью не признает вины в совершении преступления. Что подозреваемый, что защита заявляют на очевидные вещи, что такого не было, мы не знаем, как это произошло, и мы ничего не нарушали. Поскольку лицо не признает вину, оно сразу после совершения аварии начало совершать действия по препятствию установлению истины.
Алексей Тандыр отказался от прохождения экспресс-теста на приборе «Драгер». Возникает вопрос почему, если ты трезв, то в чем был вопрос на камеру и под фиксацию предоставить результаты? У меня на это ответа нет.
Почему Тандыр отказался сдать образцы крови и биоматериалов во время своего пребывания в клинике «Социотерапии»? Более того, заявил, что она якобы не сертифицирована. При этом даже к этому времени в апелляции защита пыталась ввести в заблуждение суд, делая ссылку на недействительный приказ от 2021 года. Мол, заведение не входит в перечень тех, которые могут осуществлять освидетельствование. Но при этом не учитывают, что уже в 2022 году приказом Департамента здравоохранения Киева эта клиника была внесена в перечень организаций, которые проводят освидетельствование.
Читайте также: Смертельное ДТП в Полтавской области: микроавтобус с военными попал в аварию, есть погибший и пострадавшие
Если ты трезвый за рулем, видишь, что в результате твоей действий погиб человек при исполнении своих обязанностей, почему ты не предоставил образцы? Все просто. Чтобы затянуть время и дождаться пока уровень алкоголя под влиянием времени не уменьшится или данный вопрос не будет решен внезаконным способом. И таких фактов в этом деле немало! Как то, что в апелляции говорилось о том, что Тандыр такой правильный, что ни разу не нарушал правила дорожного движения и не превышал скорость. Но опять же вопрос — а в ДТП он попал на своем автомобиле? А если он ездит не на своем и камеры фиксируют превышение, то кому штрафы приходят? Другому человеку. То есть он использовал в своей деятельности машину, которая принадлежит другому лицу и невозможно отследить, кто за рулем.
— Это машина его родственников?
— Да.
— Уже прошел месяц, как Вадим погиб. И до сих пор нет результатов тестов на алкоголь у подозреваемого. Как так?
- Это также нас смущает и факт может расцениваться как результат возможного влияния на соответствующие органы, осуществляющие экспертное исследование. Сразу из нескольких источников получили информацию о попытке «решения» судьей Алексеем Тандыром, который подозревается в совершении ДТП, вопрос с экспертным учреждением с целью получения нужного ему заключения об отсутствии в крови алкоголя в момент убийства военнослужащего. Именно такой вывод может быть положен в основу переквалификации действий Тандыра на менее тяжкую статью или для освобождения от уголовной ответственности.
Сейчас проверяем эту информацию и в случае подтверждения, немедленно инициируем расследование коррупционных действий экспертов и правоохранителей, которые помогали фальсифицировать материалы экспертизы и скрывать это дерзкое преступление. Мы с Денисом Шевченко обратились в судебно-медицинскую экспертизу с письмом, в котором просим объяснить, почему так долго делают анализы и есть ли давление.
— А обычно сколько времени ждут такие результаты?
- В течение недели обычно, а то раньше, они есть. Обращаем внимание, что образцы у Тандыра пришлось брать под влиянием решения суда. Следствие вынуждено было обращаться к нему. Почему лицо, которое заявляет, что не употребляли спиртное, создавало такие препятствия суду?! Это свидетельствует о недобросовестном поведении, попытке уклониться от наказания за инкриминируемое преступление.
Читайте также: Полицейский, убивший трех человек на Львовщине, сел на девять лет
— А камеры зафиксировали, с какой скоростью двигался судья?
— Да, сейчас нам известно, что проведена экспертиза, которая установила факт нарушения режима скорости на данном блокпосту. Факт доказан.
— Авария произошла уже во время комендантского часа?
- Де-факто за три минуты до его начала. Но в это время уже потока машин по проспекту Победы не было, знаки ограничения скорости там постоянно.
— В одном из репортажей коллег односельчане Тандыра утверждали, что он любит выпить и ездить после этого за рулем. Что вам известно об этом?
- Нам предоставили информацию, с кем он был, где и что делал. Люди звонили и рассказывали, что он любил выпить, его видели за рулем навеселе, но юридически понятно, что это нигде не фиксировали. Сторона защиты утверждает, что на том участке освещение плохое. Оно переключается в 12 ночи. У нас есть записи, что свет работал на 100%. Есть записи с бодикамер сотрудников полиции, видно, что видимость отличная. Невозможно не увидеть человека. А еще Вадим находился в отражающем жилете, рядом блок, знаки. Если Тандыр это не увидел, то сколько он тогда выпил?!
Как бы они не пытались избежать уголовной ответственности, права семьи Вадима будут защищены. Спасибо за это и журналистам, которые пишут правду. И спасибо тем, кто откликнулся на наш призыв, поддержал семью воина. Единственный, кто не откликнулся — сам Тандыр.
Ранее «ФАКТЫ» писали, что народный депутат насмерть сбил пешехода на Львовщине.