Происшествия

«киев сегодня застраивают несколько крупных строительных фирм на основе личных договоренностей между собой и с представителями власти»

0:00 — 13 декабря 2007 eye 170

Какими эффективными и, прежде всего, законными методами можно противостоять уничтожению пригодной для жизни городской среды? Только решив в пользу жителей вопрос собственности на землю, считает лидер «Гражданского актива Киева» депутат Киевсовета Александр Пабат

Каждый день в приемные «Гражданского актива Киева» (ГАК) поступают нарекания киевлян на застройку города: «У нас снесли детскую площадку»… «Перед нашим домом строят небоскреб»… «Моя теща не может спать, потому что ночью забивают сваи»… За всеми этими жалобами стоит одна проблема: жители столицы не являются собственниками своей земли. Свой взгляд на ситуацию имеет лидер «Гражданского актива Киева», депутат Киевского горсовета Александр Пабат.

«Земля, за которую мы сегодня еще можем побороться, — перед окнами наших квартир»

- Александр Викторович, на каждой сессии горсовет дает разрешения на 300-400 землеотводов. Городская земля делится между немногочисленными застройщиками. При этом страдают коренные жители Киева. В чем причина такой активности на земельном рынке и кто из горожан попадает в зону риска?

- Любой город со временем растет, становится больше. Всегда существует конфликт между старожилами массива и теми, кто пытается «залезть» на чужую территорию. Но город может расширяться путем наращивания периферии или путем уплотнения застройки. Первый путь — цивилизованный, второй — стандартный для Киева. Существует две зоны наибольшего риска: хрущевки и дома немецкой постройки на центральных улицах. Как правило, это кирпичные пятиэтажки. Их проблема — мало жильцов и много земли перед окнами. Арифметика застройщика проста: если вместо пяти этажей построить высотку этажей на двадцать, прибыли будет в четыре раза больше. Меня спрашивают, почему застройщики перекрывают нам кислород? Я отвечаю: потому что земля перед вашими окнами принадлежит городу. А должна принадлежать вам.

- В отношениях муниципальной власти и киевлян камнем преткновения оказалась придомовая территория. Судя по всему, проблема не только в том, что цена на городскую землю очень высока. Как вы видите ситуацию в глобальной перспективе?

- Придомовая территория — это последний шанс киевлян стать реальными хозяевами своего города. Если им не воспользоваться — останемся рабами. Две возможности мы уже упустили. В начале 1990-х государство было тотальным собственником. Оно решило сделать жест доброй воли: «Вот вам приватизационные сертификаты. Вы имеете право на кусок государственного пирога. Режьте!» И что, мы отрезали? Сертификаты продавались за смешные деньги. Дядя Вася, квалифицированный слесарь завода, продал свою собственность за мешок картошки и считал, что ему повезло. А на его заводе только цветного металла было на миллионы. Сертификаты скупили олигархи.

Покажите мне человека, который знает, что государство бесплатно обязано обеспечить реализацию права гражданина на получение 10 соток земли? Таких очень немного. Между тем в соответствии со статьей 121 Земельного кодекса граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из государственной или коммунальной собственности. В частности, каждый киевлянин имеет право получить свою долю размером до 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома. Сейчас единственная земля, за которую мы можем бороться,  — перед окнами наших квартир. Если упустим этот шанс, готовить заклепки для кандалов.

- Проблема придомовой территории связана с проблемой качества содержания домов. Какие преимущества в обслуживании домов будут иметь объединения собственников, владеющие землей?

- Вокруг собственников квартир сжимается законодательное кольцо. Это видят немногие, но знать должны все. Локомотивом, который тянет вагон изменений, является постановление Кабмина Ь 560, где говорится о тарифах на содержание дома и придомовой территории. По логике оно должно нести позитивные изменения. Размер тарифов определяется по каждому дому отдельно. Предполагается полная прозрачность всех услуг и цен на них. Например, квартплата этого дома, у которого не два, а один мусорный бак, будет меньшей, чем квартплата дома с более обширной мусоросборкой. И в вашем договоре о предоставлении жилищно-коммунальных услуг будет зафиксировано, сколько и за что именно вы платите. Все по справедливости — поскольку в природе не существует двух одинаковых домов, то и тарифы устанавливаются разные.

Сегодня мы имеем другую картину — все просчитывается по шаблону. Вы платите за уборку территории, за содержание спортивной и детской площадок. То, что в реальности спортплощадка была разрушена еще во времена вашей молодости, а территория убирается только для вида, — никого не волнует. Есть документ, в документе это зафиксировано, значит, деньги должны отчисляться. Или, например, прорвало трубу во дворе — стоимость воды раскидали на три соседние «сталинки». Хотя при чем тут жильцы, если коммуникации не ремонтируются десятилетиями?

Впрочем, кое-какие изменения, которые делают 560-е постановление реальностью, налицо. Прежде всего это касается установки счетчиков холодной воды. Если вы не поливаете из крана клумбу на первом этаже, после установки счетчика ваш тариф должен был снизиться.

«Сейчас «линия фронта» пролегает не между застройщиками и властью, а между застройщиками и жильцами»

- Законодательно проблему уплотнения городской застройки можно было бы решить благодаря такому документу, как Генеральный план развития Киева. Какова ситуация с этим вопросом на данный момент?

- Генеральный план развития Киева до 2020 года» горсовет одобрил пять лет назад. Вопрос практический: какую пользу мог бы принести документ горожанам при честном отношении к нему чиновников? Если, согласно плану, на конкретном участке запланировано строительство двух домов, значит, их должно быть два, а не три или четыре! План — это жесткая структура, в которую нельзя просто так вносить изменения. В действительности… их вносят. Протасов Яр, парк «Троещина», улица Озерная — примеры землеотводов, которые были внесены в план после его утверждения. Это значит, что соседним домам придется потесниться. Фактически город планируют несколько крупных строительных фирм на основе личных договоренностей между собой и с представителями власти. Сейчас «линия фронта» пролегает не между застройщиками и властью, а между… застройщиками и жильцами. И это даже не прокол законодательства. В Украине более глубокая проблема — отсутствие механизмов реализации тех законов, которые уже есть.

Районные администрации кое-где пытаются создавать детальные планы застройки своих районов. Так сделали, например, в Печерском районе. Но это не дает принципиального решения проблемы. Планы спускаются сверху вниз и иногда «падают» на жителей центральных районов, как кирпич на голову. «И правильно. Что с ними считаться? Территория принадлежит нам, а не им», — говорят бюрократы. Повторяю, застройщики и районная администрация — по одну сторону баррикад. Поэтому получить землю в собственность  — это единственный способ рано утром из окна не увидеть башенный кран.

- Многоэтажные дома строятся не только в Киеве. Кто является собственником придомовых территорий в Европе? Насколько мы можем использовать зарубежный опыт для решения наших специфических проблем?

- В Европе земля никогда не была ничьей. У нас она была государственной, что еще хуже. Рассмотрим, к примеру, ситуацию в Монако. Фонари из оцинковки. Раз поставил — на всю жизнь. Тротуары из мрамора. Раз положил — на всю жизнь. Перила из нержавейки. Раз поставил — на всю жизнь. Оказывается, часть городской территории принадлежит местному князю. А за другую персональную ответственность несут жители княжества. За этим домом закреплена вот эта клумба. И она — настоящий шедевр садоводства! Жителям Монако нет смысла гадить в собственном доме.

Мы тоже не плюем себе на паркет. А вот стоит выйти на лестничную площадку… В Европе сложно найти клочок земли, который бы никому никогда не принадлежал. Их «приватизационные сертификаты» могут датироваться дремучим феодализмом, когда король раздавал землю за качественную чистку королевских конюшен. В Берлине только 10 процентов ОСМД — обществ совладельцев многоквартирных домов. Все остальное принадлежит конкретным владельцам. У нас до 1991 года все принадлежало государству. Дележ государственных заводов мы уже пропустили, теперь на очереди придомовые территории.

- В сегодняшнем Киеве домов, жители которых добились отчуждения придомовой территории в свою собственность, очень немного. Каковы ваши прогнозы развития ситуации? Когда киевляне станут владельцами собственной земли?

- В Киеве 11 411 домов. Если тысяча из них объединится в юридическое лицо и станет собственником придомовой территории, плотину прорвет. Даже восемь процентов киевлян способны дать ту критическую массу, которая обеспечит цепную реакцию. В общественные приемные «ГАКа» приходят сотни, тысячи человек — и это означает, что период земельной спячки подходит к концу. Когда эта тысяча проснется окончательно — весь Киев поймет, что это реально, это в его интересах, это работает на его будущее. «Гражданский актив Киева» готов отстаивать интересы жителей столицы, предоставлять юридические консультации, помогать с оформлением документов. Но ответственность за собственную землю должны взять на себя сами киевляне.