Во время авиационного удара управляемыми авиабомбами по пункту выдачи гуманитарной помощи в местной школе в Орехове Запорожской области 9 июля погибли супруги железнодорожников во втором поколении — Ольга Очкас и Виталий Юшко. Женщина работала дежурной на железнодорожной станции, ее муж — электромонтером. Оставшись в прифронтовом городе, семья ухаживала за родными пожилых людей, волонтерили и дежурили в местном Пункте несокрушимости — стирали военным, готовили еду, раздавали «гуманитарку». У супругов остались взрослая дочь и 7-летний сын.
- До сих пор не могу поверить, что они больше не откроют дверь и не придут на планировку, — рассказывает «ФАКТАМ» Людмила Левченко, начальница железнодорожной станции «Ореховская». — И что не будем в обеденный перерыв вместе пить чай, есть свежеиспеченные домашние тортики. Ольга с 1999 года работала на станции «Ореховская». Начинала уборщицей производственных помещений, а с 2004 года работала дежурной по железнодорожной станции, была специалистом высокого класса.
Виталий трудовую деятельность на железнодорожном транспорте начал электромонтером СЦБ Пологовской дистанции сигнализации и связи Приднепровской железной дороги, там же впоследствии работал электромехаником, старшим электромехаником. Он никогда никому не отказывал в помощи. У нас никогда не возникало задержки поездов, ведь за считанные минуты он мог решить любые проблемы. Его профессионализм неоднократно отмечался ведомственными и отраслевыми наградами, а в прошлом году праздновали особый юбилей для Виталия — 25 лет работы на железной дороге. Оля тоже ни разу не подвела. Помню, в 2014 году, когда меня назначили начальницей станции, произошло чрезвычайное происшествие: подрыв железнодорожного моста на перегоне «Ореховская — Малая Токмачка». В ту ночь дежурила Оля и сделала все правильно, чтобы поезда, которые двигались, смогли доехать до конечных станций, и пассажиры не почувствовали никакого дискомфорта. А какие торты Оля пекла, а потом несла на работу и угощала коллег.
После начала полномасштабного вторжения Ольга и Виталий не выезжали из Орехова, ведь не хотели оставлять любимую работу и пожилых родителей.
- Из-за обстрелов железная дорога уже не работала, в апреле на нашу станцию начали прилетать ракеты, — продолжает Людмила Левченко. — Но несмотря на это мы продолжали выходить на работу. Виталий два раза в день ездил на велосипеде на работу, чтобы присмотреть за помещениями. Помогал закрывать окна пленкой в надежде сохранить хоть какое-то имущество. Но прилеты были постоянно. Весной своей машиной Виталий развозил хлеб и раздавал местным жителям, которые остались в городе. Затем они с Ольгой присоединились к волонтерскому центру при школе № 2. Помню, как однажды прочитала, что центр обстреляли. Сразу набрала коллегу, он сказал, что все в порядке.
Читайте также: «Своей матери я никогда не прощу предательство родной земли»: военкор Владислав Круглов о переменах во время большой войны
Женщина не раз мне говорила: «Не переживайте, я в субботу и воскресенье там не нахожусь». Но 9 июля в выходной день супруги были там… Знаю, что в первой половине дня в центре был обед, люди приходили взять необходимое, даже ту самую воду, с которой в городе уже были проблемы. После первого прилета Ольгу привалило плитой, у нее была сильно повреждена голова… А Виталий поднялся наверх, чтобы посмотреть, что происходит, уцелел ли генератор, который обеспечивал работу скважины. И тут вдруг снова удар… Осколки попали в брюшную полость. Если бы он не побежал, возможно, отделался бы ранениями.
Мы с коллегами очень плакали, когда увидели видео, на котором лежал мертвый Виталий, а рядом грузили тело Ольги. На следующий день, когда разбирали завалы, прилетели еще две авиабомбы в то же место. Пострадала только машина спасателей. И 11 июля оккупанты снова попали в то же место, сравняли школу прямо с землей. Некоторые из железнодорожников, которые остались в оккупации и сейчас работают на россиян, теперь для меня враги. Я передала им, что после нашей победы знать их не хочу, не то, что работать рядом. Потому что за Олю и Виталия мое сердце будет болеть всегда. Таких больше не будет…
Читайте также: «На фото сразу узнала балкон Юли и Даниила, то, что от него осталось»: подробности гибели супругов в Киеве во время ракетной атаки
С Ольгой Очкас и Виталием Юшко коллеги, друзья и родные попрощались в Запорожье в актовом зале дирекции железной дороги. После этого их похоронили в одной могиле в селе Преображенка, где жили супруги. У них остались дочь Екатерина, которая только месяц назад вышла замуж, и 7-летний Артем, который в день трагедии был у сестры в Киеве. Это его и спасло, ведь ребенка пара постоянно брала с собой в волонтеры.
- В прошлом году Артемчик пошел в первый класс, и наш профсоюз организовал деткам подарки к 1 сентября, — с грустью рассказала «ФАКТАМ» Татьяна Вербовецкая, председатель первичной профсоюзной организации железнодорожников Запорожской дирекции железнодорожных перевозок. — Оля с сыночком рисовали и писали о своих мечтах. Артем написал, что мечтает побывать в Макдональдсе в столице, потому что там живет его сестренка. Накануне 9 июля, когда произошла трагедия, авиабомба ударила в другое крыло школы, осколки повредили машину Виталия. Но он с женой, несмотря на это, продолжали помогать людям. 9 июля в очередной раз раздавали «гуманитарку», и тут снова обстрелы… Сначала речь шла о четырех погибших, после того, как разобрали завалы, жертв стало восемь. Большая трагедия. Хочу добавить, что Орехов и Гуляйполе — это несокрушимые города, которые полностью разрушены оккупантами. Они с нового года бомбят некогда живописные города с самолетов управляемыми авиабомбами.
АО «Укрзалізниця» обязалась помогать Артему до его совершеннолетия и в соответствии со своей программой предоставит единовременную помощь в размере 100 000 гривен.
Ранее «ФАКТЫ» писали, что в память о погибших во время атаки на Киев супругах Виктории и Богдана Замченко их коллеги купили инкубатор для новорожденных.