Группа «Нафтогаз», которую с ноября 2022-го возглавляет Алексей Чернышев, не сможет самостоятельно накопить необходимые запасы газа в подземных хранилищах (ПХГ) до начала отопительного сезона, его придется импортировать. Однако планы на импорт в публичной плоскости компания не озвучивает. Об этом на своей странице в Facebook написал бывший руководитель оператора ГТС Украины Сергей Макогон.
«Зима будет сложной, потому что враг продолжит атаковать наши энергетические объекты. Достаточные запасы угля и газа критически важны для прохождения зимы. Министерство энергетики Украины браво информирует, что в ПХГ уже 11,7 млрд м3 и что закачка идет с превышением показателей прошлого года. Но это не совсем так.
По его словам, из этих 11,7 млрд м3 около 0,6−0,7 млрд кубоа принадлежит нерезидентам, и «Нафтогаз» к ним не имеет отношения. «То есть на 29.07 мы имеем в ПХГ на 720 млн м3 меньше газа, который принадлежит резидентам Украины, чем в прошлом году», — добавляет эксперт.
Кроме того, еще есть где-то 1,3 млрд м3 газа частных добытчиков, который теоретически можно считать как запас на зиму, потому что «Нафтогаз» сможет этот газ выкупить или получить контроль над ним другим способом.
«Поэтому объем газа в хранилищах, который принадлежит „Нафтогазу“ и может быть использован для поставок для населения, ТКЭ и энергетиков, составляет где-то 9,7−9,8 млрд м3 (с учетом 4,6 млрд буферного газа). Поэтому, чтобы иметь 14,7 млрд м3 на начало октября, „Нафтогаз“ должен закачать еще 4,8 млрд м3 за август и сентябрь. А из собственного ресурса добычи сможет закачать где-то 1,6 млрд максимум,» — подсчитал Макогон.
Следовательно, по его словам, без значительного импорта «Нафтогаз» не сможет иметь 14,7 млрд м3 собственного газа в ПХГ. «Сейчас цена в Европе на газ упала до 300 дол. за тыс. м3, что является достаточно привлекательной ценой. Но планов по импорту я не слышал… говорить о том, что „Нафтогаз“ сможет иметь 14,7 млрд м3 на начало осенне-зимнего периода не очень корректно», — отмечает эксперт.
«Теоретически „Нафтогаз“ может использовать другую стратегию и законтрактовать где-то 1−1,2 млрд м3 для импорта в декабре-марте, что также позволит снизить риски прохождения ОЗУ. Но информации о таких планах нет, а есть заявления о создании запасов для прохождения ОЗУ. Информации пока мало делать выводы, но даже озвученная информация заставляет беспокоиться. Особенно учитывая информацию о недостаточности запасов угля, потому что газ и уголь обычно балансируют друг друга на ТЭЦ/ТЭС», — подытожил он.
Ранее СМИ уже писали о том, что глава «Нафтогаза» Алексей Чернышев провалил подготовку к отопительному сезону в части закачки газа в хранилища.
«Несмотря на оптимистичные заявления Чернышева, эксперты рынка сомневаются в возможности существенно нарастить государственную добычу. То есть получается, что покупать придется за рубежом, что значительно дороже внутренней добычи», — говорилось в материале.
В этих обстоятельствах в «Нафтогазе» говорят об экспорте газа. В то же время компания пролоббировала в правительстве поправку, согласно которой предприятия теплокоммунэнерго в принудительном порядке рассчитываются с ней за газ, независимо от того, каковы долги потребителей (сейчас 36 млрд грн). Это ставит под угрозу отопительный сезон в общинах с населением более 6 млн человек, заявили в Ассоциации городов Украины.
«Чернышев при таких условиях может ставить перед собой „амбициозную цель“ вывести „Нафтогаз“ на прибыльность. Но какой ценой? Не инвестируя в добычу? Не закупая вовремя газ? Отжимая средства у местных теплокоммунэнерго в сговоре с правительством… Похоже, что „Нефтегаз“ не только сам проваливает подготовку к отопительному сезону, но и тянет за собой на дно весь коммунальный сектор в стране», — добавляли тогда авторы издания.
Ранее председатель правления государственной компании «Нафтогаз Украины» Алексей Чернышев заверил украинцев, что цена на газ для населения будет оставаться стабильной — 7,96 грн за кубометр голубого топлива — вплоть до 30 апреля 2024 года.
Фото: НАК «Нефтегаз Украины»