Через пять дней после Маковея наступает черед христианского праздника Преображения Господня, Второго или Яблочного Спаса. К 19 августа уже многое из садово-огородной продукции созревало, и люди по древнему обычаю освящали плоды в храме. Вместе с фруктами-овощами несли на освящение и хлебные колосья, благодаря Господа за новый урожай. Благословляли плоды, как и в Иерусалиме, где издавна в эту пору освящали созревший виноград. И церковь в праздник еще раз напоминает, что всё на земле дает человеку Бог-Творец.
Обычно со Спасами связан переход к осени, заметны уже изменения в природе. В народе в летнее время отмечали праздник урожая. По традиции наших предков, люди чествовали в этот день землю, которая кормила и была залогом благополучия в семье.
Традиционно к праздничному столу приглашали соседей, родственников, близких, кумовьев, чтобы разделить освященную трапезу. Не оставляли без внимания и тех, кто нуждался в помощи.
О народных традициях Яблочного Спаса «ФАКТЫ» узнавали у Ларисы Полуяновой, этнографа, научного сотрудника отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогов).
— 19 августа Церковь вспоминает день, когда в Галилее на горе Фавор после молитвы апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели удивительное Преображение Господа: ученикам открылась Его слава как Сына Божия, — рассказывает Лариса Полуянова историю праздника. — Согласно библейским преданиям, настал день, когда Иисус Христос явил людям свою божественную сущность. Именно на этой горе лицо Иисуса засияло, как солнце, одежда побелела, заблестела, и голос с неба призвал слушать Сына Божия. А рядом предстали пророки Моисей и Илия. Они разговаривали с Иисусом о последних Его земных днях.
По народным верованиям, когда Иисус спустился с горы, велел народу собирать яблоки и освящать их. А в православном календаре появился праздник 19 августа — день Преображения Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. В день Яблочного Спаса принято есть плоды нового урожая — яблоки. С IV века Яблочный Спас является одним из 12 величайших церковных праздников, а на горе Фавор возвели храм в честь Преображения Господня.
В народных традициях долго оставался обычай накануне Спаса (вечером) изготовлять свечи. Селяне верили, что Богу угодна свеча, сделанная своими руками. В каждой семье из воска делали свечи определенного назначения: хозяин занимался страстными, пасхальными, к Сочельнику, на Крещение, для покойника, в церковь вдовам, бедным, сиротам; хозяйка специализировалась на родильных свечах (применяли при родах), для крестин и свадеб. Самое важное событие на Яблочный Спас — изготовить высокую свечу-«троицу» (состояла из трех свечей). Специально для нее изготовляли и подсвечник: деревянный украшали резьбой, а глиняный расписывали. «Троица» была в каждом доме, это изделие символизировало Бога Отца, Сына и Святого Духа. Сберегали тройную свечу после праздника под образами и использовали при необходимости — от бед и напастей. При изготовлении свечей нельзя было обсуждать соседей, сосредотачиваться на неурядицах, болезнях, ссориться, даже громко разговаривать. Часто наши предки еще и формулировали установки, обращаясь к силам природы: «Пресвята родюча земле наша, ниви, сади, городи, дай вам, Боже, світлого сонця для врожаю»… «Ліси, води, повітря, душі праведні (речь идет о пчелах), хай всім ведеться добро, буде пожиток»… «Троицу» на праздник зажигали еще в церкви и несли домой. Не заходя в дом, со свечой хозяин обходил хозяйство (пчел, сад), а потом уже направлялся в дом.
До Яблочного Спаса, как считали в народе, нельзя было есть фрукты нового урожая. Особенно тем женщинам, которые похоронили маленьких детей. По легенде, Пресвятая Дева на Спас раздает золотые яблочки только детям, матери которых не нарушали запрета и выдержали «яблочный пост». Конечно, яблочную падалицу собирали в саду и сушили на зиму, но не пробовали до праздника. Со Спаса начинали заготавливать яблоки на зиму: из ранних сортов варили варенье, а более поздние, зимние складывали в короба и отправляли в погреб.
В это время пчеловоды уже качали мед (поэтому праздник еще называют Яблочно-медовым Спасом). За день до Спаса пчеловоды угощали медом соседей, родственников, кумовьев, знакомых, сирот, вдов, немощных, — каждому выделяли на праздник понемногу сладкого продукта.
В храм на праздник в корзинах несли всевозможные фрукты и овощи. Мед (в кувшинах и в сотах) тоже освящали и сразу же употребляли с яблочками еще в церкви, загадывая желания. Обращали внимание: если вкус первого съеденного плода был сладким, то следует ждать удачного года, а кислый — к неприятностям. В южных регионах традиционно благословляли виноград, сливы, в западных регионах — в корзинах были еще огурцы, кукуруза, помидоры, морковь, лук. Освящали еду, которую готовила хозяйка, а также косы и венки из колосьев, спасову свечу. После церкви хозяйки угощали стариков, детей пирожками, фруктами. Если не угостить нуждающихся, то не будет благополучия в семье. Следуя давней традиции, в праздник люди угощали друг друга (даже незнакомцев) освященными пирогами, фруктами, потому что так повелось: кому угодишь на Второй Спас, тот поможет в течение года и тебе. Угощая, приговаривали: «Здоровому телу — здоровый дух!». Одаривали всех — бедных и немощных, поэтому говорили: «На Другий Спас i жебрак яблучко з'їсть».
На Яблочный Спас освящали и лекарственные травы. В августе продолжают заготавливать травы, имеющие лечебные свойства. Кстати, освященные цветы бархатцев могли бросать в воду для купания малышей, а еще заваривали как чай. Как и на Маковей, на Яблочный Спас освящали воду. А веточку, окропленную этой водой, ставили в доме, чтобы служила оберегом и берегла семью от измен и невзгод.
— На некоторые христианские праздники (Страстной четверг, Зеленые праздники), в том числе и на Яблочный Спас, уделяли особое внимание поминальному ритуалу, когда молились и поминали умерших родственников — грехом считалось не помянуть о них, — продолжает Лариса Полуянова. — После службы Божьей обычно семья шла на могилки — поминать своих. В народе верили, что предки способствуют созреванию плодов, охраняют нивы, сады и огороды. Именно для них торжественно изготовляли и зажигали Спасовы свечи из нового воска, крошили хлеб, выливали медовый напиток.
— Яблочный Спас приходится на пост, который с Маковея продолжается до 27 августа, когда не употребляют продукты животного происхождения, — напоминает Лариса Полуянова. — Но хозяйки умело разнообразили постное праздничное меню. Сначала ставили на стол освященные фрукты (могли запивать их виноградным или яблочным вином, «чтобы фрукты родили»), а потом уже подавали постный борщ, вареники — с картошкой, грибами, капустой, фасолью, яблоками, пироги с яблочной или сливовой начинкой, галушки, кисели, коржи с маком и медом, блинчики
В пост верующим нужно было обходиться без мясомолочной пищи, однако эти правила не действовали для пожилых людей, детей, больных. В рецептах некоторых спасовских блюд, как свидетельствуют записи, сделанные во время этнографических экспедиций прошлых лет, есть не постные ингредиенты. Кое-где по поводу большого праздника использовали скоромные продукты. Да и церковь могла сделать послабление в день праздника, как и на Вербное воскресенье или на Благовещение.
На праздник хорошо было попариться с веничком, распаренным в яблочном отваре. Считалось, что эта процедура очень способствовала оздоровлению.
В народе заметили: чтобы сохранить урожай хлеба, нужно собрать зерно до Второго Спаса. С давних времен во время завершения жатвы на поле оставляли небольшие участки зерновых — «спасовую бороду» для животных и птиц. Нескошенные растения могли скрутить, сплести и украсить лентой — совершался обряд, подобный жертвоприношению за урожай. Эти колосья также называли «велесовой», или «дедовой бородой». Часто народные мастера из таких остатков изготавливали «бороду» для дома — на достаток и благополучие. Еще на Яблочный Спас также полагалось освященной водой окроплять землю, вспаханную под озимые.
В праздник ходили в гости к родственникам, кумовьям, несли гостинцы.
В этот день желательно сдерживать негативные эмоции, нельзя выполнять тяжелую работу, заниматься рукоделием, в том числе шить («Хто на Спаса шиє — до кінця днів сльози ллє»), убирать, рубить дрова, строить, работать в саду-огороде, ругаться, допускать плохие мысли, оскорблять животных, желать людям зла, проводить магические ритуалы и обряды.
И уже сезонное купание в водоемах завершалось…
Какая погода на Спаса, такая и на Покров. Дождь в праздник предвещал снежную зиму и хороший урожай в следующем году, если жарко — январь будет морозным.
Согласно народным приметам, с наступлением Яблочного Спаса замечали поворот к осени: ночи становились холоднее, а в средней полосе Украины даже наступали заморозки. Потому и говорили: «Прийшов Спас, пішло літо від нас», «От і Спас — тримай рукавиці про запас!»
С годами появились и такие приметы: «Минув Спас — держи кожух про запас», «До Спасівки бджола робить на пана, а після Спасівки на себе», «У Спасівку великі вітри — зима буде з віхолами та лютими морозами», «У Спасівку на деревах жовтіє листя — до ранньої осені», «Як на Спаса без дощу, то буде суха осінь», «Багато „антонівки“ — хліб вродить наступного року», «Як прийде Спас, то комарам урветься бас, як прийде Пречиста, забере їх нечиста».
Каким будет день на Яблочный Спас, такой будет и осень: день ясный — осень будет сухой, дождливый — мокрой. Если много скворцов на деревьях — к холодному январю.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об особенностях и запретах строгого Успенского поста, на который приходится Яблочный Спас.
Читайте также: Праздник с освящением воды, оберегов-«маковейчиков» и меда: народные традиции Первого Спаса