Общество и люди

Послеуспение в народных традициях: почему работать на Третий Спас не считалось грехом

21:00 — 28 августа 2023 eye 1159

Заканчивается лето, а с ним завершается и цикл Спасов. Последний чествуют 29 августа, а называют его Третий, а еще Ореховый, Холодный, Хлебный или Полотняный.

От лета зависело, каким будет благосостояние людей до следующего земледельческого сезона. Кто не успел справиться вовремя, активно завершал сбор урожая, делались зимние припасы, заготовками заполнялись погреба, амбары, риги. На праздник шли в церковь, а потом могли приступать к работе в саду или огороде. Нельзя было тратить попусту время, ведь каждый день был на вес золота.

Какие традиции были связаны с Третьим Спасом, рассказала Лариса Полуянова, этнограф, научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).

Запретов строгих на работу не было, потому что считали: «Бог простит»

— После Первой Пречистой (28 августа) наступал Третий Спас, который называли в народе еще Ореховым, Хлебным, Полотняным, — рассказывает Лариса Полуянова. — На нем завершается летний цикл празднований. Как повелось с древности, к празднику хозяйки пекли хлеб из муки нового урожая, потому и название — Хлебный. А Ореховый, потому что в лесу уже начинали собирать орешник. Закрепилось еще одно название — Послепраздник (ибо этот Спас не имел такого большого значения, как Второй), или Послеуспение.

Обычно уже менялась погода, заметно холодало, поэтому праздник получил еще название Холодный. Праздник всегда имел одну постоянную дату — 29 августа. В 2024 году отмечать его будем по новому календарю. Даты сместятся на 13 дней: Медовый Спас перейдет с 14 на 1 августа, Яблочный — на 6 августа, а Ореховый — на 16 августа.

Что касается церковного толкования, то в христианстве 29 августа посвящается событию переноса из Эдессы в Константинополь (944 год) Нерукотворного образа Иисуса Христа. По легенде, когда Иисус умылся и вытер лицо полотенцем, там остался Его образ. Икона эта Нерукотворная, потому что не была написана (отсюда и еще названия праздника — Нерукотворный Спас или Спас на холсте).

На Третий Спас во многих регионах были популярны ярмарки, где предлагались товары домашнего обихода, различные изделия ремесленников, в том числе вышивка, полотна из льна, конопли (отсюда — Полотняный Спас). Считалось, что Спас содействует торговле.

От того, как люди поработали летом, зависело, как они перезимуют. Какой урожай соберут — таким и благополучие будет весь год. Потому и говорили: «Третій Спас запитає у вас: чи жнивували, чи в холодку пролежали». По сути, праздник Нерукотворный Спас (или Спас на холсте) подводил итоги летним усилиям.

На Ореховый Спас в церкви святили хлеб из свежей муки, орехи, яблоки, выпечку, могли уже нести мясо, птицу, яйца и т. д., поскольку пост закончился. На стол готовили блюда, в том числе с орехами — салаты, пироги, печенье.

Если побывали в церкви, то обычно не брались за тяжелую работу. Хотя по старинным традициям, на Ореховый Спас можно было активно работать в поле, саду, на огороде, собирать фрукты, овощи, орехи нового урожая, молоть муку на хлеб. Строгих запретов на работу не было, потому что считали: «Бог простит».

На сорванных орехах девушки загадывали желания

Все, что заготавливали в это время, хорошо хранилось и считалось очень питательным. Яблоки могли и до Рождества дотянуть (ими угощали детей), а колядники зимой благодарили за орешки, вспоминая Спас: ««Спасибі рукам працьовитим, що вміли ростити, спасибі Пречистій силі, що в мішок натрусила, і тобі, Спас, що зберіг для нас».

На сорванных орехах девушки загадывали желания. Если попадался сладкий по вкусу орех — к большому чувству, горький — к мужской измене, гнилой — к беде, а терпкий и незрелый плод — жди важного известия. А в народе издавна знали: «Багато горіхів на Спас, через рік запасешся хліба про запас».

Связаны со Спасами и другие народные поговорки: «Прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийде Перша Пречиста — забере їх нечиста», «Прийшов Спас — бери рукавиці про запас», «Спас — усьому час», «Святий Спас приготував усього про запас: і дощ, і вітер, і холод, і тепло», «Третій Спас хліба припас», «Третій Спас на полотні, а хлібець на току», «Післяуспіння прийшло — сонце на осінь пішло».

— В эту пору замечали отлет птиц в теплые края, — продолжает Лариса Полуянова. — В конце лета формировались птичьи группы и молодняк готовили к отлету. Аисты ставили птенцов на крыло, проводя ежедневные репетиции перед дальней дорогой. Молодняк должен был принять порядок организации ключа. Люди очень уважали птиц. В старину при прощании с улетающими аистами мужчины даже снимали шапки, кланялись и желали им легкого пути и быстрого возвращения домой.

На основе многолетних наблюдений зародилось много примет, связанных со Спасом. Старики верили, что на Ореховый Спас не ходят в лес без оберега, чтобы нечисть не прицепилась и не завела в чащу. Замечено, если журавль покидал родные места до Третьего Спаса, то на Покрову жди заморозка, уже точно знали: осень будет короткой, потому что «Успіння пройшло, сонце на осінь пішло». Если вода в водоемах спокойная, то осень будет теплой, а зима пройдет без метелей. Если на Третий Спас хорошая погода, то зима будет короткой, а весна — ранней. Можно и сейчас проверить, действуют ли древние приметы в наше время и сделать свои наблюдения.

На Третий Спас разрешалось работать, но нельзя было ругаться, люди старались не оскорблять друг друга, нельзя отказывать в посильной помощи, не забывали о сиротах, немощных и нуждающихся, старались прощать обиды.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о народных традициях и запретах на Вторую Пречистую — праздник радости и женщин.