Цикл летних праздников завершает Третий Спас, который еще называют Ореховый, Холодный, Хлебный или Полотняный.
Его православные христиане отмечают сразу после Первой Пречистой, 29 августа.
На Ореховый Спас в церкви святили хлеб из муки нового урожая, орехи, яблоки, выпечку. Так как пост уже закончился, разрешалось нести мясо, птицу, яйца
Хлебным праздник называется, потому что хозяйки пекли хлеб из новой муки, а Ореховым, потому что в лесу начинали собирать орешник.
В народе знали: «Багато горіхів на Спас, через рік запасеш хліба про запас».
Существовало много примет, связанных с праздником.
Если журавль покидал родные места до Третьего Спаса, то знали, что осень будет короткой, а на Покрову первые заморозки — «Успіння пройшло, сонце на осінь пішло».
Старики верили, что на Ореховый Спас не ходят в лес без оберега, чтобы нечисть не прицепилась и не завела в чащу.
Если вода в водоемах спокойная, то осень будет теплой, а зима пройдет без метелей.
Если на Третий Спас хорошая погода, то зима будет короткой, а весна — ранней.
Как и на другие праздники, на Ореховый Спас гадали. На сорванных орехах девушки загадывали желания. Если случался сладкий по вкусу орех — к большому чувству, горький — к мужской измене, гнилой — к беде, а терпкий и незрелый плод — жди важное известие.
На Третий Спас разрешалось работать, но нельзя было ругаться, люди старались не оскорблять друг друга, нельзя отказывать в посильной помощи, не забывали о сиротах, немощных и нуждающихся, старались прощать обиды.
С этой поры начинался отлет птиц в теплые края. Аисты ставили птенцов на крыло, проводя ежедневные репетиции перед дальней дорогой. В старину при прощании с улетающими аистами мужчины даже снимали шапки, кланялись и желали им легкого пути и быстрого возвращения домой.
Как известно, все три Спаса — Яблочный, Медовый и Ореховый относятся к большим религиозным праздникам.
Еще большой праздник — Успение Пресвятой Богородицы — христиане отметили 28 августа после Успенского поста.