Голосеевский районный суд Киева вынес решение, согласно которому двое обвиняемых по делу об убийстве 34-летнего добровольца «Свободы» Алексея Щербины получили возможность выйти под залог. Один из них уже внес более 800 тысяч гривен залога.
«Суд рассмотрел ходатайство окружной прокуратуры о продлении срока содержания под стражей трем обвиняемым по делу об умышленном убийстве военнослужащего, совершенном по хулиганским мотивам и хулиганству, сопровождавшемуся особой дерзостью, совершенное группой лиц с применением огнестрельного оружия. — сообщает пресс-служба Киевской городской прокуратуры. — Суд, удовлетворив ходатайство в полном объеме, продлил содержание под стражей для всех фигурантов до 12 октября 2023 года включительно. Вместе с тем для двух обвиняемых суд определил альтернативу в виде залога в сумме 805 200 грн для каждого».
Напомним, что трагедия произошла 21 октября 2022 года. В Голосеевском районе столицы у подъезда собственного дома хладнокровно застрелили 34-летнего Алексея Щербину. Он был бойцом добровольческого формирования территориальной общины (ДФТО) «Свобода» и готовил документы на мобилизацию в батальон «Свобода» в армию. По данным следствия, между погибшим и его оппонентами — Львом Потенко, Егором Потырло и Станиславом Вильшанюком (имена подозреваемых изменены) — возник конфликт из-за парковки. В результате чего три отморозка набросились на Щербину с кулаками, а затем один из них нажал на курок. Алексей погиб на месте. А преступники собрали гильзы и бросили мертвого бойца у автомобиля. Его так и не дождались дома жена и шестимесячная дочь.
Действия водителя «Лексуса» Льва Потенко квалифицированы по статье «Умышленное убийство» Уголовного кодекса Украины, ему грозит заключение от 10 до 15 лет или пожизненное лишение свободы. Двое других мужчин обвиняются по статье «Хулиганство». Санкция статьи предусматривает заключение от 3 до 7 лет.
«Алексей после полномасштабного вторжения присоединился к добровольческому формированию „Свобода“ в Киеве. Собирался мобилизовываться, но я просил его подождать, ведь у него только родился ребенок, — рассказывал тогда „ФАКТАМ“ побратим погибшего и член Общественного совета при КГГА Всеволод Терентьев. — Поэтому Алексей занимался волонтерской деятельностью — контактировал с разными организациями, благотворителями для нашего батальона, потому что наше добровольное формирование — стартовая площадка для отдельного батальона воинской части 3018 Национальной гвардии. Мы занимались обучением молодых и мотивированных граждан, готовых идти защищать страну, освобождали Киевщину».
В тот роковой день Алексей приехал на своем автомобиле Hyundai, но не мог припарковаться, потому что внедорожник «Лексус» перекрыл ему проезд. Он сделал замечание оппонентам. Началась словесная перепалка и небольшая потасовка.
«Алексей был одет в военную форму, поэтому обидчики видели, что перед ними защитник, — рассказал Всеволод Терентьев. — Троица пошла к машине за оружием — и раздались выстрелы. Один из молодчиков попал из карабина иностранного производства. Пуля угодила в живот. Алексей умер, а его обидчики скрылись, поэтому люди вызвали полицию, которая и задержала их неподалеку. Но никакого сострадания, признания вины не было».
Первое время, добавляет собеседник, неравнодушные люди и активисты регулярно приходили на судебные заседания, чтобы контролировать процесс и не позволить виновным избежать наказания. Сейчас Всеволод Терентьев несет службу на передовой, поэтому не может присутствовать в зале суда. Узнав о решении служителей Фемиды отпустить подозреваемых под залог, он не сдерживает эмоций и разочарования.
— В отношении одного из фигурантов расследуется дело по факту умышленного убийства, а двое других обвиняются в хулиганстве. То есть дело не объединено. Но по-моему, это убийство со сговором, совершенное группой лиц, что имеет отягчающий характер, — говорит «ФАКТАМ» Всеволод Терентьев. — Я почему-то уверен в том, что у преступников есть неплохие покровители, которые помогают максимально смягчить им срок. Единственный неоспоримый фактор — виновные будут сидеть в тюрьме. Сколько — это уже вопрос более сложный.
— На войну фигуранты преступления не просятся, ведь сейчас это довольно распространенная практика?
— Нет. Но в свое время адвокаты подозреваемых подавали благодарственные письма от воинских частей, которые их подзащитные получали якобы за волонтерство. Когда начали больше узнавать, действительно ли это так, получали ли военные какую-то помощь, оказалось, что это все фейк! То есть трое отморозков пытались обмануть судью, наделав липовых справок и благодарностей, приобщив их к материалам дела. И это такой момент, который должен был насторожить судью. И тогда, возможно, не рассматривался бы вопрос о залоге.
К сожалению, в тот день, когда это решалось, никого, кроме родственников Алексея, в зале суда не было. И дело рассматривалось по существу. И никаких ходатайств по изменению меры пресечения не объявлялось. Пока была огласка и мы посещали заседания, на это хоть кто-то обращал внимание. Теперь, когда большинство на войне, судебная система позволяет себе такое… Фактически воспользовались моментом. Оказывается, в стране можно оценить человеческую жизнь, стоимость которой в данном случае 20 тысяч евро. И это звоночек другим, что можно «решить вопрос», если имеешь влияние и средства. Подозреваю, что вскоре нам сообщат, что эти двое убежали из страны.
— Это правда, что у всех троих уже были проблемы с законом?
— Так и есть. Потенко уже авторитет криминального мира, он скрывался в свое время. Когда произошла эта трагедия, мы узнали, что трое подозреваемых довольно часто посещали спортклуб, имеющий отношение к Илье Киве. И этот клуб даже ходатайствовал даже о взятии на поруки одного из этих подонков — Егора Потирла. Он, кстати, когда-то обманул пожилую женщину на 35 тысяч долларов. У него была подписка о не выезде, по нему еще шло уголовное дело. И каким-то образом в Днепропетровской области ему законно через ЦВА дали разрешение на пользование оружием. Где проверки были? Как такое возможно?
— Вы общаетесь с женой бойца и его дочкой?
— Конечно, мы постоянно на связи. Жена избегает публичности, потому что в ее доме жил Потенко. Ей очень тяжело из-за этого. Да и идти каждый день мимо места, где погиб любимый, еще больше добавляет нравственных страданий. Надеюсь, что благодаря резонансу справедливость все-таки восторжествует.
Известно, что столичные прокуроры уже подали апелляцию на решение суда.
«Прокуратура как во время досудебного следствия, так и во время судебного разбирательства, последовательно придерживалась позиции по применению ко всем фигурантам меры пресечения в виде содержания под стражей без определения залога, — отметили в прокуратуре. — Учитывая, что преступление было совершено с применением насилия, суд имел право не определять альтернативу в виде залога двум обвиняемым по ч. 4 ст. 296 УК Украины (хулиганство, совершенное с применением огнестрельного оружия, группой лиц). В этой связи, данное решение суда прокуратурой будет обжаловано».
Ранее «ФАКТЫ» сообщали о судебном деле в Ровно, где на скамье подсудимых оказался полицейский, убивший безоружного бойца терробороны.
Читайте также: «У сына были побиты голова, шея, живот в колотых ранах»: родные обвиняют больницу и ее охрану в гибели аэроразведчика