Мир

Дорога «раздора» в Карабахе: почему Ереван настаивает на доставке гумконвоя только через Лачинский коридор?

12:58 — 1 сентября 2023 eye 389

Азербайджан и Армения, с одной стороны, все ближе к подписанию мирного соглашения, которое должно положить конец более чем 30-летнему конфликту за территорию Карабаха. С другой стороны, взаимное отсутствие доверия со стороны национальных лидеров этих стран не способствует скорейшему разрешению вопроса.

«Как показал опыт, автономия — это шаг к конфликту»

За время 44-дневной войны в 2020 году азербайджанская армия смогла вернуть значительные территории, а также сердце и ключ Карабаха — город Шушу. К его освобождению азербайджанский спецназ готовился целых 12 лет и взял за один день. Шуша расположена на стратегической высоте, всего в нескольких километрах от столицы сепаратистского образования — непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР). Через эту столицу (для армян — Степанакерт, для азербайджанцев — Ханкенди. — Авт.) проходит единственная дорога, связывающая Карабах с Арменией. Она получила название Лачинский коридор, который после 44-дневной войны контролируют российские «миротворцы», якобы обеспечивающие безопасность армян на территории Лачинского района, перешедшего под контроль азербайджанцев. Мандат этих «миротворцев» заканчивается в 2025 году, и в Баку уже дают понять, что не заинтересованы в его продлении, так как стремятся окончательно восстановить суверенитет над Карабахом.

Для этого Азербайджан готов признать местных этнических армян своими гражданами, однако не собирается предоставлять им особый статус.

«Мы предлагаем армянскому населению реинтегрироваться в Азербайджан, получить паспорта с одним условием — признать наш суверенитет. Мы не хотим создавать какую-то автономию, потому что, как показал опыт, автономия — это шаг к конфликту…» — говорит в комментарии «ФАКТАМ» глава правления Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев. По его словам, контроль над Лачином является вопросом национальной безопасности Азербайджана.

Лачинский коридор еще в 1992 году был оккупирован Арменией, а после 44-дневной войны Баку отдал его под контроль российских миротворцев с условием вывода армянских сил. При этом там остались и те, и другие. А в связи с фиксированием фактов провоза оружия, ротации армянских военных, контрабанды товаров с помощью машин Красного Креста, а также выявлением большого количества на территории Азербайджана мин, изготовленных в 2021 году (уже после подписания трехстороннего заявления) в апреле 2023 года власти Азербайджана установили полноценный КПП на въезде в Лачинский коридор с целью досмотра всех грузов, ввозимых на территорию страны. Стоит еще раз подчеркнуть, что эта территория является международно признанной частью Азербайджана.

Таким образом, для провоза любых грузов из Армении в Азербайджан необходимо получить разрешение Государственной пограничной службы Азербайджана. В Баку неоднократно заявляли об отсутствии препятствий для прохождения армянских граждан через КПП «Лачин» на государственной границе Азейрбаджана. Как пишут местные СМИ, Баку официально гарантирует права и безопасность армянского населения Карабаха на самом высоком уровне.

«Все их права будут обеспечены в соответствии с Конституцией Азербайджана», — говорится в официальном сообщении.

Армения заявляет о «гуманитарном кризисе» для своих граждан. Так ли это?

Однако власти Армении в ответ заявили о нарушении прав армян в Ханкенди. Ереван попытался навязать мировому сообществу нарратив о том, что Азербайджан якобы взял в блокаду карабахских армян в Ханкенди и устроил гуманитарную катастрофу, якобы пытаясь уморить людей голодом.

«Почему вообще Азербайджан должен определять, что давать, а что не давать?» — возмущался российский олигарх армянского происхождения, так называемый премьер-министр самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики (НКР), занимавший этот пост в течение нескольких месяцев и пытавшийся нажиться на эксплуатации золотых азербайджанских месторождений Рубен Варданян.

Какой самый короткий путь доставки грузов?

Если, как утверждает Варданян и его приспешники, в Ханкенди царит голод, а они хотят как можно оперативнее решить эту проблему, то одним из маршрутов для доставки «гуманитарки» может стать путь по территории Азербайджана через Физулинский аэропорт.

От Физули до Ханкенди всего 65 километров. Причем при таком варианте доставки не будет задействована территория другой суверенной республики — Армении, а Азербайджан на законных основаниях проверит груз, который будет следовать по его территории. Однако Армения категорически отвергает такой вариант и настаивает на необходимости прямого диалога между Баку и непризнанной республикой (КНР). Нам, украинцам, хорошо известно, от кого идет такая политика. Стоит только вспомнить, как кремль на протяжении 8 лет войны на Донбассе неоднократно настаивал на переговорах между официальным Киевом и главарями террористических образований «Л/ДНР» на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей.

Еще одним вариантом со стороны Азербайджана стало предложение направить «гуманитарку» через Агдамскую дорогу. Стоит отметить, что это еще более короткий путь к Ханкенди (из Агдама до Ханкенди около 26 км). Однако непризнанные «власти», спонсируемые Ереваном, отказываются и от этого варианта и не хотят вести прямой диалог с официальным Баку, делая заложниками своей политики простых людей.

В свою очередь Турция призвала Ереван поддержать идею Баку использовать дорогу Агдам — Ханкенди для доставки грузов для нужд армянских жителей Карабаха.

«Наши ожидания от Армении связаны с тем, чтобы она избегала провокационных шагов, признавала территориальную целостность и суверенитет Азербайджана, поддержала использование дороги Агдам — Ханкенди и других альтернативных дорог для удовлетворения потребностей армянского населения в Карабахе, а также поддержала усилия по реинтеграции армянского населения Азербайджана», — говорится в заявлении.

Недоверие между народами растет с каждой новой пролитой каплей крови

Каждый день, согласно договоренности между Баку и Ереваном, жители армянского происхождения через Лачинский КПП беспрепятственно совершают переход на территорию Армении под наблюдением российских «миротворцев». Не редкость, когда такие переходы заканчиваются провокациями со стороны незаконных вооруженных армянских формирований. А сообщения о нарушении прекращения огня (в том числе на границе Азербайджана с Арменией) поступают каждые несколько дней, вызывая нестабильность во всем регионе.

Очевидно, что тема Карабаха мгновенно вызывает бурные эмоции у двух народов — армян и азербайджанцев. Ведь за десятилетия конфликта, умело подогреваемого кремлевскими политтехнологами и «миротворцами», пропасть между ними только усиливается. Обе стороны считают себя жертвой в этом противостоянии, а недоверие растет с каждой новой пролитой каплей крови. И если официальный Ереван таки признал эту территорию суверенной территорией Азербайджана, а этнические армяне, проживающие на этой земле, якобы не хотят подчиняться ее законам и требуют особого статуса, то у нас, в Украине, таким говорят «чемодан — вокзал — россия». И мы точно знаем, почему это говорим…