Ежегодно 21 сентября по юлианскому календарю верующие встречали один из важнейших праздников — Рождество Пресвятой Богородицы. Но с сентября 2023 года (с переходом ПЦУ и Украинской грекокатолической церкви на новоюлианский календарь) он будет отмечаться 8 сентября. Теперь верующие будут праздновать религиозные торжества (с постоянными датами) на 13 дней раньше (хотя каждый приход самостоятельно выбирает старые или новые правила). Почти все праздники будут отмечать одновременно с римокатоликами. Так, например, в следующем году Успение Пресвятой Богородицы будет 15 августа. В народном толковании это Первая Пречистая, которую в этот раз еще отмечали 28 августа, а вот Вторая Пречистая празднуется по новому календарю уже в 2023 году.
У наших предков Вторая Пречистая считалась днем радости и женщин. Как его следует отмечать, об истории основания праздника и народных старинных традициях, связанных с этим днем, рассказала «ФАКТАМ» Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
— Церковный календарь устанавливает порядок Господских, Богородичных праздников, дни святых, а также другие христианские события, — начинает рассказ Елена Громова. — Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, или Вторую Пречистую до сих пор ежегодно отмечали 21 сентября, а уже с нынешнего сентября ПЦУ перешла на новоюлианский календарь, поэтому теперь дата переносится на 8 сентября. Третья же Пречистая, так называемая «зимняя» (Введение во храм Пресвятой Богородицы), раньше приходилась на 4 декабря, а теперь переходит на 21 ноября. Религиозные общины сами решают у себя на местах, принять новые даты или сохранить старый стиль. Так или иначе, но Рождество Богородицы — большой праздник, относится к 12 наиболее значимым в христианском мире. Основан праздник в честь дня рождения Девы Марии — Матери Иисуса Христа. Именно это событие было предсказано разными пророчествами задолго до ее появления на свет. По одной версии, Мария родилась в Иерусалиме, по другой — вблизи Назарета, в Галилее. В православии считается местом рождения пещера (это часть дома родителей девочки — Анны и Иоакима) под церковью Рождества Богородицы и вблизи нынешнего монастыря Святой Анны. Католики называют домом супругов базилику Святой Анны (недалеко от монастыря, в нижней ее церкви, есть старые помещения).
Пожилая пара Иоаким и Анна жили без детей, что осуждалось, потому что считалось Божьей карой. И вот пришло время, когда Анна осталась дома, а Иоаким отправился в пустыню, чтобы вымолить у Бога отцовство. Ангел с небес предрек рождение дочери Марии, которая прославится на весь мир. Счастливая пара дала обет посвятить дочь Господу. Поэтому трехлетнюю Марию ввели в Иерусалимский храм, где она воспитывалась до подросткового возраста. Здесь же позже Марии выбрали мужа — вдовца Иосифа Обручника.
— В праздник принято было утром умыться из источника и детей окропить, — объясняет Елена Громова. — Считалось, что если девушка умоется до рассвета, то ее просватают, так что девушки в это верили и пытались не упустить момент — провести нехитрый обряд.
Посетить службу Божью — это обязательно. В храме молились о родных и близких. Хлеборобы благодарили Богородицу за собранный урожай. У наших предков Вторая Пречистая считалась днем радости, когда проводили богослужения, а еще женским праздником, когда чествовали мать. В молитвах верующие просят защиты и благословения у Богородицы, молятся о здоровье родных и близких, бездетные женщины с молитвой обращаются к Пресвятой Деве, чтобы послала им ребенка.
В церкви икону Матери Христа украшали венками из цветов и трав, ставили свечи. Если расположенный на престоле венок сплели девушки, то они же и загадывали на удачное замужество, а молодые женщины — на верность мужа. На Буковине, например, венки, привязанные к корзинам с травами, приносили освящать, а затем несли домой, чтобы семья была здорова и дождалась Пасхи. В доме у иконы Богородицы зажигали свечу, ставили мисочку с вареной пшеницей (добавляли меда) — так поминали умерших женщин рода.
Марию считали покровительницей семей, матерей, обращались с разными молитвами: кого-то нужно наставить на истинный путь, кто-то нуждался в мире и покое в семье. А еще бездетные в этот день обращаются к Пресвятой Богородице и просят о детях, а беременные — о легких родах. Молодые женщины, которые очень хотели деток, но не могли родить, говорили: «Без дітей тихо, а на старості лихо», «Горе з дітьми, а без них ще гірше»… Те женщины, у которых дети или умирали, или не могли родиться, совершали обряды кормления — организовывали обеды, бедных одаривали одеждой. Считалось, что нуждающихся лучше слышит Бог, потому что они молятся не только за себя, но и за других, поэтому Господь поможет в бедах тем, кто нуждается в помощи. Во время обеда женщины, надеявшиеся на счастливое материнство, в молитвах обращались к Богородице со своей просьбой. И прибегали к народным обычаям: заказывали службу Божию, кормили сирот, нуждающихся — накрывали столы на несколько десятков человек. Кстати, такое угощение могло быть и в другие дни, когда также пекли калачи и раздавали их. А в западных регионах, например, вручали каждому кувшин с водой и выпечку, чтобы молились за детей. Часто супружеские пары вместе вымаливали возможность стать родителями. В праздник приветствовались добрые дела — подать милостыню, помочь нуждающимся, потому что издавна считалось: добро, сделанное в этот день, вернется к тебе благополучием в семье и радостью.
В дохристианскую эпоху чествовали землю и ее плоды. А Вторая Пречистая — первый осенний праздник, потому и в народе называли его «осениною». У древних славян было убеждение, что обряды, правильно проведенные в сентябре, дают шанс бездетным продолжить род. А позже христиане стали обращаться к Богородице с особой молитвой совершить чудо — женское желание иметь детей. Кроме того, в праздник Богородицы матери просили и за своих нерожденных детей, чтобы окрестили их души: «Анно Пророчице, наречи іменами моїх ненароджених на світ немовлят! Іване Хрестителю, охрести моїх убитих у лоні дітей! Святі славні й всехвальні апостоли, пророки, мученики і всі святі, моліть Бога за нас, грішних. Амінь». Люди могли также навещать умерших родственников на кладбище.
— В народных традициях Рождество Богородицы считалось женским днем — культ женщины был неоспорим, — продолжает Елена Громова. — Так и говорили: «Друга Пречиста — це мамин день». На Западной Украине принято было чествовать старейшую женщину в семье. Утром все целовали ей руку, одаривая каждый на свой манер: дети — рисунками, взрослые — существенными и полезными вещами. Если старшая родственница жила отдельно, то к ней приходили дети-внуки. А она каждому на пороге вручала по головке освященного мака (служил символом непрерывности рода), приказывая: «Аби наш рід не переводився».
— Традиционно в этот праздник собираются всей семьей, — рассказывает Елена Громова. — Семья садилась за стол, уставленный блюдами из печи: подавали борщ, голубцы, жаркое, вареники или пироги с мясом, сыром, сливами, грушами, яблоками
— На праздник Второй Пречистой ребята-подростки могли ходить по улицам села и размахивать освященными еще в Вербное воскресенье веточками (с намотанными на них красными нитями). Ими касались животных — так благословляли, чтобы плодился скот, — продолжает этнограф. — А потом вербочку бросали на воду, чтобы больные поправились, а чужая болячка обошла стороной. Молодежь собиралась на выгоне, чтобы петь, водить хороводы, развлекаться.
Осенний период — пора подготовки к зиме. Пчеловоды утепляли ульи, овцеводы стригли овец, из шерсти которых делалась пряжа и затем теплая одежда. На многих огородах уже поднимались озимые, и хозяева вязали на поле из зеленой ржи пучочки — «чубчики», верили, что тогда в семье родятся будущие казаки. Кончали засевать участки озимыми. «Перша Пречиста жито засіває, а друга — дощем поливає», — говорили в народе. Надо было успеть выкопать весь картофель, чтобы он не испортился, потому что примечали: «Пречиста — картопля чиста». Женщины еще рвали и сушили целебные травы.
В этот день заготавливали барвинок, действие которого считали магическим: девушки с его помощью «привораживали» парней, а женщины — мужей. До Второй Пречистой также продолжали срывать гроздья калины. Ее ягоды использовали в свадебных обрядах (украшали венки, караваи), готовили из них чай. «Як вип’єш калини на Пречисту, від усякої хворі будеш чистий», — считали люди.
От Первой до Второй Пречистой в семьях, где были девчата на выданье, ждали старост. Яркие кисти калины подвешивали под потолком, а если к крыше, это означало, что в доме есть незамужняя девица. «Прийшла Пречиста — принесла старостів нечиста», — шутили селяне. Сватовство могло происходить, когда не было поста и в праздник, если он не приходился на понедельник. Свадьбу уже готовили на период после Покрова. Осенью наступала пора помолвки и свадеб.
В народе верили, что многое влияет на женскую судьбу, в том числе и погода: если в день праздника дождливо, то могут быть невзгоды в жизни.
А еще говорили: «Прийшла Пречиста — на дереві чисто, а прийде Покрова — на дереві голо», «Прийшла Перша Пречиста — надягла природа намисто, прийшла Друга Пречиста — взяла комара нечиста, а прийшла третя Пречиста — стала діброва безлиста».
В сентябре солнце может еще греть, но уже заметно поворачивает на зиму. И люди издавна заметили: если на Вторую Пречистую солнечно, то следует ожидать теплой осени (еще три недели продержится тепло), без обильных дождей, а пасмурное небо — к осенним холодам и дождливым дням. Если с утра опустится туман — пойдут дожди. Утро выдалось дождливым — лить будет еще 40 дней, а зима ожидается холодной. Если аисты до Второй Пречистой улетают, жди суровой зимы.
Рождество Пресвятой Богородицы — большой праздник, так что, по народным верованиям, действовали некоторые запреты: нельзя ссориться, оскорблять кого-то и конфликтовать, желать зла и плохо думать о родных и близких — лучше избегать конфликтов.
Грехом было работать в усадьбе, доме, сжигать мусор, подметать, мыть пол, окна, стирать, заниматься рукоделием, женщинам не полагалось в этот день даже брать в руки иглу, нож и ножницы, а также работать в поле и на огороде.
В этот день не следует отказывать в помощи нуждающимся.
Остатки пищи не выбрасывали, а отдавали их нуждающимся людям, подкармливали животных и птиц.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о традициях Третьего Спаса, как в старину гадали на орехах.
Фото в заголовке Pixabay