Интервью

«Уборщица в офисе полила мои одуванчики из холодного фарфора, думая, что они настоящие», — мастер по керамофлористике Виктория Мищенко

20:30 — 11 сентября 2023 eye 79785

Украина богата талантливыми людьми, как земля цветами. Многие из них создают такие невероятные вещи, которые теоретически под силу целым мануфактурам. Кто-то мастерит мебель, кто-то делает светильники и кукол… И главное — обычно мастера охотно делятся секретами своего мастерства, и это очень важно.

Сегодня собеседница «ФАКТОВ» — мастерица, создающая флористические композиции из холодного фарфора, Виктория Мищенко. Ее изделия известны во многих европейских странах, а также в США, Канаде, Австралии, Японии, Израиле…

«Красить цветы надо в условиях исключительно естественного освещения»

- По образованию я химик-технолог, — говорит Виктория Мищенко. — Но по специальности никогда не работала. Зато много лет работала в сфере продаж. Однако мне всегда нравилось делать интересные и красивые вещи своими руками. В детстве увлекалась макраме и вышиванием. Уже будучи матерью, пробовала себя как художник, рисовала цветы и пейзажи, вязала мягкие игрушки. А семь лет назад случайно увидела в интернете композицию маков из холодного фарфора. Мне так захотелось, чтобы эта композиция украсила мою квартиру. Но, хоть этот букет был и недорогим, я не могла себе его позволить. Вместо этого я решила сделать такую композицию сама. Училась сначала по урокам в интернете. Затем стала искать профессиональные курсы, где обучают этому творчеству. Обучение дало мне базовое понимание принципов работы с холодным фарфором. А дальше — работа, работа и еще раз работа. Только через полгода мне начали нравиться результаты моего труда. Я придирчива к своей работе, иногда и слишком. Когда мои цветочные композиции стали мне самой нравиться, я решила предложить их купить другим людям…

Вечером разместила фото моих одуванчиков в Фейсбуке, а утром увидела 14 сообщений от желающих приобрести эту композицию. И тогда я поняла, что мое увлечение может стать моей профессией. Мне очень нравится делать цветы. И хотя в моем портфолио более полусотни различных цветов, стараюсь постоянно делать что-то новое. Последние несколько месяцев в свободное время училась делать цветы сирени. Главный критерий, если говорить об эстетической стороне, это естественность. В природе цветки даже с одной ветки не похожи друг на друга. Природа — это не ксерокс. Вот эту индивидуальность и пытаюсь передать. Моя профессия называется керамофлористика. За рубежом популярен термин «ботаническая скульптура».

Читайте также: «Именно бусины ручной работы делают украшения неповторимыми»: мастерица Светлана Иващенко открыла секреты создания красоты

— Как создаете работы? Делаете ли предварительно эскизы?

- Если говорить об изготовлении нового цветка, которого раньше не делала, то все начинается с изучения живого оригинала. Рассматриваю его, фиксирую нюансы, например, особенности крепления лепестков. Также важными являются цвета. Тот же зеленый имеет множество оттенков. Надо понимать, как покрасить глину (а она изначально белого цвета) так, чтобы при высыхании и, соответственно, освещении, смесь приобрела нужный оттенок. Иногда нужны дополнительные инструменты, например, вайнеры. Это такие специальные штампы, которые позволяют сделать точный слепок лепестка или листка. Эскизы я не делаю, многолетний опыт позволяет обходиться без этого. Но в голове, конечно, формирую определенную последовательность действий. Иначе цветок правильно не сконструируешь. Отдельно работаю над креплением композиции. Это тоже важно. Ведь все знают поговорку о «вміла готувати, та не вміла подавати». Композиции креплю в горшках или делаю из дерева специальные подставки. Поэтому пройти мимо магазина, который продает керамические изделия, просто так не могу. Обязательно куплю какое-то красивое изделие, в котором поселятся мои цветы.

— Что самое сложное в вашей работе?

— Чтобы мне самой понравился новый цветок. Я придирчива. И если цветок не дышит естественностью, буду переделывать. Раз, два, пять, десять — сколько надо будет. Также сложен поиск правильного цвета глины. Ведь, как я уже отметила, она белая. И я ее сама крашу, добавляя масляные краски. Плюс — это надо делать в условиях исключительно естественного освещения, иначе с цветом не угадаешь — и тогда изделие идет в помойку.

«Люблю наши украинские цветы — маки, мальвы, васильки. Они такие искренние и яркие в своей красоте»

— Случалось ли, что ваши цветы принимали за живые?

— И не раз. Уборщица полила мои одуванчики из холодного фарфора в офисе на столе, думая, что они настоящие.

— Как посоветуете такими цветами декорировать помещение?

— Цветочная композиция может быть сама по себе акцентом в интерьере. Причем это может быть как комната, например, спальня, так и кухня. Часто мои композиции поселяются на рабочих столах или полках каминов. Здесь все зависит исключительно от фантазии владельца.

Читайте также: Кондитер Елена Зиберт: «В новой коллекции пряничных домиков окна залиты таким тонким слоем мармелада, что видны гардины»

— Какое ваше творческое кредо?

- Никогда не останавливаться на достигнутом и не лениться. Может показаться, что это такая однообразная работа, даже кропотливая. Но не для меня. Недавно делала композицию, для которой надо было изготовить 240 цветочков. Справилась за три дня. И совсем не скучала. Ведь руки делают, а голова — думает.

— Какой цветок ваш любимый в природе и творчестве?

— Люблю наши украинские цветы — маки, мальвы, васильки. Они такие искренние и яркие в своей красоте. А делать люблю одуванчики. Это такой весенний, солнечный цветок. Когда его делаешь, кажется, что комната освещается солнышком. Также люблю делать лесную землянику.

Сейчас хочу создать цветок подсолнуха. Задача непростая, ведь при всей свои внешней простоте это сложное соцветие, многоцветковая корзинка, со многими маленькими цветочками, часть из которых стали зернышками. Сейчас собираю необходимый инструмент и экспериментирую с цветом и фактурой.

— В чем особенность создания ягод?

— В цветах элементы преимущественно плоские — лепестки, листья. А вот ягоды имеют объем. Изготавливаются они с помощью специальных инструментов. Иногда возникает потребность полакировать ягоду, например, оливку, которая в природе имеет глянцевый покров.

Читайте также: «Среди поклонников этого стиля был Стив Джобс»: стилистка Ирина Джус об актуальном сегодня нормкоре

— Как хранить изделия из холодного фарфора и ухаживать за ними? Можно ли ими декорировать ванную комнату, где особая влажность?

— Хранить достаточно просто. Необходимо периодически сдувать с изделия оседающую на него пыль. Это можно делать холодным воздухом фена или пуховкой. Надо только быть осторожным, чтобы не повредить мелкие элементы композиций. А вот от воздействия влаги надо изделие беречь, по крайней мере первый год. За год пластические составляющие холодного фарфора окончательно полимеризуются, а до этого все же не стоит ставить изделия в помещениях с высокой влажностью. Что касается механической прочности, то материал не является хрупким. Стоит избегать воздействия в течение длительного времени прямых солнечных лучей — краски могут выгореть. Также берегите изделия от минусовых температур — материал становится хрупким. Однако в теплом помещении он быстро восстанавливает свою пластичность.

— Что вас обычно вдохновляет в творчестве?

- Красота. Люблю бывать в музеях, рассматривать картины, скульптуры. И, конечно, вдохновляет природа. Ведь самыми красивыми являются простые вещи. Сделать фантастический, несуществующий цветок может и начинающий. А сделать тот же самый одуванчик, который каждый из нас видел миллион раз — это серьезный профессиональный вызов.

Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с психологом Галиной Алексеенко: «Если чувствуете эмоциональное выгорание, есть много способов восстановиться».

Фото из альбома Виктории Мищенко