Нынешний учебный год для многих школьников стал необычным, поскольку из онлайн-формата пришлось перейти в офлайн. Этот переход — непростое психологическое испытание. Он не менее сложен, чем когда с приходом пандемии многим людям пришлось начать работать онлайн.
О том, с какими психологическими проблемами могут столкнуться школьники и как их преодолеть, в интервью «ФАКТАМ» рассказала кризисный психолог Галина Алексеенко.
— Переход школьников на офлайн-обучение можно сравнить с выходом взрослого человека на новую работу, -- говорит Галина Алексеенко. — У многих детей есть страх неизвестности, ведь, к примеру, третьеклассники еще по-настоящему в школу и не ходили. Сначала была пандемия, потом началась война. Часть детей боится самого процесса обучения, ведь домашние условия можно назвать тепличными: что-то можно посмотреть в интернете, что-то спросить у родителей, а когда учитель вызывает к доске — это совсем иная ситуация, так как нужно надеяться только на себя и свои знания. Также многие дети отвыкли от живого общения со сверстниками, а строить взаимоотношения — это всегда непросто. Именно поэтому ребенок может не хотеть идти в школу, капризничать и даже психовать.
— Как же должны реагировать родители? Как адаптировать ребенка к новым условиям?
— Родители должны отнестись к трудностям ребенка с пониманием. Ругать его и требовать что-то бесполезно. Прежде всего успокойте ребенка, постарайтесь убедить, что все будет хорошо, что он справится со всем, скажите, что вы ему поможете. Таким образом вы сформируете у ребенка хорошую самооценку, а это очень важно. Обязательно замечайте даже небольшие успехи ребенка и хвалите его, а если случилась неудача, поддержите. Положительная самооценка поможет ребенку справиться с любыми задачами, отсутствие ее будет выражаться в боязни ребенка того, что у него ничего не получится.
— Это действительно важно.
— Взрослые — родители и педагоги — должны понимать, что нынешнему поколению школьников выпали очень непростые испытания, много стрессов. Перестройка на офлайн-формат — это очередной стресс. Чем можно помочь детям? Необходимо понимать, что весь сентябрь будет длиться адаптация к учебному процессу. Не стоит требовать мгновенных результатов в учебе и вгонять ребенка в еще больший стресс. Помните, что в стрессе мозг человека плохо воспринимает информацию. Поддерживайте ребенка и помогайте ему наладить спокойный и размеренный рабочий процесс.
— Дети сами не умеют организовать и наладить режим работы и отдыха, — говорит Галина Алексеенко. — Организуйте рабочий день ребенка правильно — и некоторые проблемы решатся сами. Первое — ребенок должен вовремя ложиться спать. Это важно для здоровья нервной системы и успешной учебы. Начните день с полезного и вкусного завтрака с хорошим настроением. Хвалите ребенка за успехи. Желайте хорошего дня. Интересуйтесь, как прошел день и чем помочь. В очень сложное время пусть ваш дом станет для ребенка и вас островком любви и поддержки. Детям и в мирное время необходимы близкие, которые могут помочь им вырасти людьми хорошими и счастливыми. Сейчас же — тем более. Нужно понимать, что сегодня трудно всем. Но гораздо легче тем, у кого дома есть поддержка и опора.
— Интересно, есть ли дети, для которых переход из онлайн-режима в офлайн практически безболезненный?
— Да, такие дети есть. Если они поддерживали связи с одноклассниками, проводили с ними время, ходили со сверстниками на различные секции и в кружки, адаптироваться к новым условиям учебного процесса будет легче. Навыки социализации необходимо развивать у ребенка в любых условиях. Онлайн-формат способствовал тому, что дети могли чувствовать себя одиноко, изолированно и как следствие — замыкаться в себе. Сейчас родители и педагоги должны уделить максимальное внимание коммуникации детей. Как это сделать? Например, отмечать детские дни рождения, организовывать досуг, чтобы дети могли больше общаться.
— Какие положительные моменты перехода школьников из онлайн-обучения в офлайн?
— Дети наконец-то вернутся к нормальному режиму жизни, увидят реальных одноклассников и учителей, смогут с ними общаться не посредством компьютера и телефона. Ведь когда целый день ребенок один дома, возникает чувство одиночества, теряется навык живого общения. Детям для развития нужны сверстники, больше пространства — не только дом, больше впечатлений и событий. В офлайн-формате налаживаются режим и физическая активность, которые детям необходимы. Школьная жизнь ведь очень интересная. Общение в коллективе дает ребенку ценный опыт обмена разными эмоциями. Офлайн-обучение дает детям опыт совместных переживаний и возможность формирования положительных отношений. Дружба, взаимная помощь, чувство коллектива — все это очень важно. Родителям сейчас, с одной стороны, труднее: нужно организовать поход в школу, а с другой стороны, легче: ребенок часть дня занят, школа организует учебный процесс.
— Способствует ли переход из онлайн-формата в офлайн стрессоустойчивости ребенка?
— Конечно. Но главное, что без живого общения нет социализации и не формируется эмоциональный интеллект. А ведь в дальнейшей жизни необходимо уметь понимать других людей, взаимодействовать с ними.
— Стоит ли родителям рассказывать детям о сложностях в своей работе?
— Можно упоминать о них, чтобы дети не думали, что у родителей все всегда идеально получается. Однако нельзя говорить ребенку о своих трудностях в том ключе, что это настоящие проблемы, а сложности ребенка — ерунда. Лучше сказать, что у всех бывают проблемы, и показывать пример, как нужно справляться с ними. Важно внимательно относиться к проблемам детей. Им и в мирное время непросто взрослеть. А война добавляет постоянный стресс. Только наши любовь и поддержка могут помочь детям. Помните, что при постоянном стрессе мозг ребенка работать в полную силу не может.
Читайте также: Главное — безопасность: министр образования посоветовал родителям не заставлять ребенка идти в школу после ночной воздушной тревоги
— Дети уже попробовали учиться и онлайн, и офлайн. Быть может, лучше всего комбинировать эти форматы?
— Думаю, что в мирное время все же лучший формат — офлайн. Онлайн-обучение хорошо для такого непростого времени, как сейчас, например, в том случае, если ребенок находится за границей и хочет продолжать обучение в родной школе. Комбинированное обучение дает выбор. Я как психолог — за социализацию и формирование эмоционального интеллекта. Детям нужно научиться жить в обществе. Это очень важно. В каждом возрасте психика ребенка и мозг решают определенную задачу развития. Если такого не происходит, это чревато для человека проблемами в дальнейшей его жизни.
— Какими словами подбодрить ребенка в сложной для него ситуации?
— Я вижу, что тебе сложно. Расскажи. Я тебе помогу.
Ранее Галина Алексеенко рассказывала «ФАКТАМ» о сложностях эмоционального выгорания.
Фото из альбома Галины Алексеенко