В Национальном заповеднике «Киево-Печерская лавра» (о тайне подрыва древнего Успенского собора на территории лавры недавно рассказали ученые) завершился полевой археологический сезон. Раскопки велись в Митрополичьем саду. Удалось сделать несколько очень интересных находок, одна из них — древний клад. Это около 180 кусочков янтаря общим весом почти полкилограмма.
— Мы, археологи, немного суеверны, ведь многое в нашей работе зависит от удачи, — сказал «ФАКТАМ» кандидат исторических наук Дмитрий Пефтиль, который в этом году возглавлял раскопки в Митрополичьем саду. — Клад янтаря нашел кандидат физико-математических наук Владимир Кода. Он участвовал в наших раскопках как волонтер: пришел нам помочь и в тот же день откопал этот янтарь. Несомненно, что он человек, которому на раскопках везет. Это очень ценится у нас. Кстати, на этот раз с нами работал еще один, на мой взгляд, удачливый волонтер. Я понял это, когда он без металлоискателя нашел старинную монету (вторую монету нашел я, но с помощью спецтехники). Потом я ставил этого парня на самые ответственные участки и он стал рекордсменом по количеству находок.
— Находка в Митрополичьем саду лавры почти полукилограмма янтаря стало для нас полной неожиданностью, — рассказал «ФАКТАМ» заведующий научно-исследовательским сектором археологии Национального заповедника «Киево-Печерская лавра» кандидат исторических наук Сергей Тараненко. — Этот янтарь лежал в слоях почвы
— Раз в Митрополичьем саду лавры ваша экспедиция нашла большую партию янтаря, значит, там 600−700 лет назад существовала мастерская по его отделке?
— Не факт. Дело в том, что пока в Киеве не найдено остатков ни одной мастерской по обработке янтаря периода Великого княжества Литовского. Но большое количество янтаря, который мы нашли в Митрополичьем саду, свидетельствует, что материал все же предназначался для каких-то работ.
— Откуда его привезли в Киев?
— Химический анализ показал, что не из Прибалтики, а из Поднепровья (в этом регионе издавна существовал соответствующий промысел).
— Янтарь, который вы нашли, имеет следы обработки?
— Два куска представляют собой обработанные заготовки.
— Для какого изделия?
— Наверное, для изготовления четок. Традиция использования четок у нас очень древняя. Скажем, на древнейшем из известных нам изображений Антония (основателя Киево-Печерского монастыря) и его сподвижника Феодосия эти мужи показаны с четками в руках. Так что вполне возможно, что уже во времена Антония и Феодосия (вторая половина XI века) монахи Киево-Печерского монастыря пользовались четками. А раз так, то здесь либо существовала мастерская по их изготовлению (но ее остатки пока не найдены), либо отдельные умельцы-монахи в своих кельях делали четки для братии. Потому и заказывали значительные объемы янтаря.
— Янтарь лежал в какой-то коробке или мешочке?
— Наверное, в мешочке, а может, в деревянной корзиночке. В любом случае емкость, в которой он находился, давно истлела в земле.
— Этот янтарь крупных размеров или мелкий?
— Мелкий. Поэтому сделать из него ювелирное изделие проблематично. А вот четки — вполне возможно. Не исключено также, что эти полкилограмма янтаря — просто выбраковка. Представьте, купец привез в Киев большую партию этого материала. Большие куски пошли на продажу, а мелкие он просто выбросил в яму, потому что никто не купил. Территория нынешнего Монастырского сада была тогда периферией Печерского монастыря. Так что вполне возможно, что там находились мусорные ямы, возможно, даже туалеты. Между прочим, для археолога найти старинный туалет — это немалая удача.
— Интересно, почему?
— Потому что предметы, которые туда падали, как правило, не доставали. К тому же туалеты в прошлые времена использовали не только по прямому назначению, но и как мусорные или компостные ямы: что-то сломалось, стало ненужным — выбрасывали в туалет. Заметали в доме или во дворе — выбросили мусор в нужник. Неудивительно, что в старинных туалетах находили даже такие ценные вещи, как оружие и украшения. Мне пришлось проводить археологические раскопки усадьбы Ивана Григоровича-Барского (это на Подоле, на месте, где находится посольство Нидерландов). Мы тогда исследовали туалет ХVIII века, нашли, кроме нумизматической коллекции, кучу битого стекла и керамики и даже с десяток керамических детских свистулек. Когда после раскопок этого объекта шли по Подолу, люди от нас шарахались: запах от органики, которую мы копали, был ужасен (улыбается).
Читайте также: По своей воле отдал государству клад, которому более 2 тысяч лет: древние украшения переселенец из Мариуполя нашел на Тернопольщине
— Что касается янтаря, есть еще один важный момент: в древние времена из этого материала делали не только разнообразные ювелирные изделия (четки, бусы, вставки для колец), но и использовали его как ингредиент для изготовления масляных красок, — добавляет кандидат исторических наук Юлия Мисько. — В Киеве на территории Михайловского монастыря в свое время были найдены остатки мастерской иконописца, в которой был янтарь именно для создания красок.
— Если находка горки янтаря стала для вас неожиданностью, то, наверное, вы искали что-то другое? — спрашиваю у Сергея Тараненко.
— Да, другое — мы искали жилище мастеров, которые в 1080-е годы производили стекло и смальту для Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Как раз тогда этот храм построили и началось его убранство. Поэтому требовалось стекло для окон и смальта для мозаики. Мы знаем, что стеклодельных мастерских в Киеве тогда еще не было. Значит, есть основания говорить, что специально для украшения Успенского собора на территории монастыря построили стеклодельную мастерскую.
— Почему вы считаете, что она находилась именно на территории нынешнего Митрополичьего сада?
— Потому что в 1951 году археолог Владимир Андреевич Богусевич нашел в Митрополичьем саду два горна конца XI — начала XII века для выплавки стекла. Так что уже давно известно, что стеклодельная мастерская находилась именно там. Стекло и ингредиенты для его изготовления в XI веке в Киеве стоили очень дорого. В таком случае мастерам приходилось все это охранять. К тому же огонь в горнах, видимо, следовало поддерживать круглосуточно. Выходит, стеклоделы должны были жить где-то рядом с горнами. Собственно, их жилье мы и искали.
— Нашли?
— Да, нам повезло — отыскали остатки их жилища.
— Что оно собой представляло?
— Это было двухъярусное сооружение. Нижний ярус, подвальный, — так называемый хозяйственный подклет. Там лежала печка, упавшая туда с верхнего жилого яруса.
— Выяснили, почему печка провалилась в подвал?
— Установить причину было не сложно: во время пожара, охватившего сооружение, печка рухнула в подклет.
— Раз стекло в те времена в Киеве не производилось, то стеклоделы, которые обустроили мастерскую в Монастырском саду, были не местными?
— Да, не местными, это были византийцы. Они привезли с собой всё, что нужно для изготовления стекла и смальты. Позже, возможно, через поколения, делать стекло начали местные мастера.
— В XI веке стекло было такое же, как современное?
— Один из основных компонентов для его производства не изменился — это песок. Но для изготовления своего стекла византийцы имели более 10 добавок (я их называю «специями»). Благодаря этим компонентам они придавали стеклу определенные свойства, включая цвет.
— Что, кроме печки, вы нашли в доме стеклоделов?
— Среди находок — чешуя от рыбы, которую они ели. Это доказательство того, что мастера там жили. Ну и наличие печки это подтверждает.
Очень порадовала еще одна находка среди остатков дома стеклоделов — металлическая лопата.
— Лопата? А что в ней уникального?
— О, это очень редкая находка. В течение 17 лет я участвовал в археологических раскопках киевского Подола. За это время удалось найти только половинку лопаты. Это может показаться странным, ведь в княжеские времена на Подоле было около трех тысяч дворов. Значит, как минимум столько же лопат. Если бы одно поколение жителей Подола срабатывало и выбрасывало на помойку по одной лопате, то этого инструмента было бы десятки тысяч единиц. Но мы железных лопат там не находим. Выходит, люди в те времена не выбрасывали их, а передавали потомкам — из-за большой ценности, обусловленной немалой стоимостью железа в ту эпоху. Так что древняя лопата, которую мы откопали в подклетье дома стеклоделов, — находка не ординарная.
В следующем году мы планируем продолжить раскопки в Митрополичьем саду. А в нынешних наших раскопках приняли участие бойцы и капелланы — в рамках программы реабилитации военных «Духовное восстановление культурой», начатой Национальным заповедником «Киево-Печерская лавра».
Ранее археолог рассказал «ФАКТАМ» об уникальной находке у стен Софии Киевской.
На фото в заголовке: Волонтеры работали на раскопках бесплатно (Фото предоставлено Дмитрием Пефтилем)