Происшествия

Из-за износа газотранспортной системы украина может лишиться статуса крупнейшего транзитера газа в европу

0:00 — 27 декабря 2007 eye 362

Недавний взрыв на украинском отрезке газопровода «Уренгой- Помары- Ужгород» обеспокоил европейскую общественность

От работы украинской газотранспортной системы зависит энергетическая безопасность восемнадцати европейских стран. Поэтому декабрьский взрыв на украинском отрезке газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» (вблизи села Тягун Винницкой области) эхом прокатился практически по всей Европе, вызвав обеспокоенность как наших западных, так и северо-восточных соседей…

На восстановление тридцати процентов наиболее изношенной части газотранспортной системы необходимо от 15 до 20 миллиардов долларов

Версии о причинах взрыва высказываются разные — от коррозии до диверсии. Но основной проблемой является износ газотранспортной системы страны, который продолжает увеличиваться: по прошлогодним оценкам Союза промышленников и предпринимателей Украины, на восстановление тридцати процентов наиболее изношенной части газотранспортной системы потребуется от 15 до 20 миллиардов долларов. «Нафтогазу» при доходности в 3 миллиарда долларов этих денег не заработать. А ведь дальнейший износ газотранспортной системы и аварии на ней грозят тем, что Украина может лишиться статуса крупнейшего транзитера газа в Европу и потеряет от 40 до 50 процентов транзита из России, общий объем которого сейчас составляет 142 миллиарда кубометров газа в год. Впрочем, по подсчетам специалистов «Нафтогаза» и Еврокомиссии, модернизация тоже влетит в копеечку.

- У нас работала совместная с «Нафтогазом» группа, которая провела оценку газотранспортной системы, — заявил советник по энергетическим вопросам генерального директората Еврокомиссии Фаузи Бенсарса.  — Согласно выводам этой группы в течение последующих пяти лет Украина должна инвестировать 2,5 миллиарда евро в модернизацию своей газотранспортной системы для того, чтобы только сохранить нынешние объемы поставок газа из России в Европу.

В общем 17 миллиардов гривен в течение пяти лет до 2012 года, и это только для сохранения текущего объема транзита, без увеличения. Планировалось, что в 2007 году на ремонт сетей будет направлено 1,3 миллиарда гривен с повышением в последующие годы до 7,3 миллиарда гривен.

Многие эксперты считают, что европейцы поддержали «Северный поток» как раз потому, что не доверяют старым украинским трубам

Для выполнения этих планов потребуется привлечение дополнительных инвестиций. Выходом может стать либо снижение для «Нафтогаза» налогового бремени, либо, как вариант, — передача газотранспортной системы в управление международному консорциуму. Тем более что объем кредиторской задолженности «Нафтогаза» за 2006 год составил 15-16 миллиардов гривен, и проекты по модернизации газотранспортной системы своими силами для него неосуществимы. Еще 7 октября 2002 года между российским и украинским правительствами было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли, которое предваряло договор о создании Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины между «Газпромом» и НАК «Нафтогаз Украины».

Вся проблема в том, что реализация российско-украинских соглашений до предела заполитизирована. Это проявлялось и в былом противодействии украинских парламентариев, которым так и не удалось посмотреть текст договора между «Газпромом» и «Нафтогазом». На этом основании Верховная Рада отказывала правительству в ратификации соглашения. А ведь от данного вопроса зависит и энергетическая безопасность восемнадцати европейских стран, в том числе Чехии, Венгрии, Австрии, Германии и Италии.

Времени на поиски путей решения данной проблемы осталось очень мало, а дело необходимо как можно скорее сдвинуть с мертвой точки. Это диктуют и внешние условия: Россия не ждет и вовсю реализует конкурентные проекты транзита — «Северный поток» и «Южный поток» мощностью соответственно 55 и 30 миллиардов кубометров в год.

Кстати, многие эксперты считают, что европейцы поддержали «Северный поток» как раз потому, что не доверяют старым 25-летним украинским трубам. По прогнозам специалистов, потребности Евросоюза в газе в ближайшее десятилетие увеличатся на 200 миллиардов кубометров, поэтому «Северный поток» для европейцев может стать основой той самой пресловутой энергетической безопасности. И в этом смысле для Украины очень важно решить, наконец, проблемы в своем газотранспортном хозяйстве и восстановить репутацию надежного поставщика.

Посол Российской Федерации в Украине Виктор Черномырдин заявил, что если в этом деле снова будут разыгрываться политические аргументы, то Россию сдержать будет невозможно.

- Для нас это одно из основных экономических направлений, — отметил он на международной конференции «Стратегическое партнерство Украины и России: мифы и реалии».  — И мы все равно будем строить. И построим — в обход, по дну, через Северный Ледовитый построим. А кое-кто останется с металлоломом: трубы будут, а что туда подавать, я не очень понимаю. Могу сказать, кому консорциум нужен больше всего, — Украине.

С другой стороны, говорят, что трубы можно просто продать. Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев уже предложил купить 50 процентов газопроводов Украины в счет платы за поставку газа по европейским ценам. Трубы можно продать, а землю под ними сдать в аренду, установить другие платежи, сборы и так далее, косвенно компенсировав утрату транзитных доходов. В любом случае что-то предпринимать новому правительству все равно придется.