25-летняя Анастасия и 34-летний Валерий Саксаганские погибли только потому, что не поддерживали оккупационный режим. 16 сентября в час ночи российские солдаты вошли в их дом в селе Малые Копани Голопристанской общины и похитили молодую пару, оставив их двухлетнюю дочь Маргариту, которая спала, в доме. На следующий день тело Анастасии нашли в 25 километрах, ее застрелили. Вероятно, она вступилась за своего мужа, как жена, и за это ее убили. Что случилось с Валерием, пока точно неизвестно, его тело сильно изуродовано, его оккупанты вывезли в другом направлении, чем Анастасию. По словам местных, недавно состоялся ротация оккупационных войск, и в Голопристанскую громаду пришли еще более жестокие российские солдаты. Также они похитили внедорожник семьи.
Первой о судьбе супругов сообщила коллега Анастасии в Фейсбуке. Погибшая 25-летняя женщина работала в городском перинатальном центре в Херсоне.
«Коллектив клиники выражает искренние соболезнования семье и всем, кто знал эту замечательную пару, — написала врач-гинеколог Антонина Пшеничная. — Двухлетняя Маргарита осталась сиротой. От себя хочу добавить, что Настя была солнышком в нашем коллективе, всегда улыбчивой и жизнерадостной. Покойся с миром и в Царствии Небесном».
Анастасия Саксаганская получила медицинскую специальность по направлению акушерское дело. Работала медицинской сестрой-анестезиологом в перинатальном центре II уровня имени Клименко в городе Херсон.
- Настя — это смесь оптимизма, добра, порядочности, всегда готова прийти на помощь. Все лучшие добродетели собрались в ней, и при каждом воспоминании теперь просто душа плачет, — рассказывает «ФАКТАМ» подруга погибшей Виктория. — Она запомнилась своими улыбками, смехом. Всегда легкая на подъем, охотно соглашалась куда-то идти, что-то делать. С Валерием они были невероятной парой, долго встречались, мужчина устраивал ей романтические сюрпризы. Красиво сделал предложение, потом была сказочная свадьба, родился ребенок в большой любви. Крестной стала младшая сестра Насти. Их семья для многих была примером, казалось, что там все идеально — никаких ссор или выяснения отношений, только уважение и любовь. 5 декабря Насте должно было исполниться 26 лет.
Читайте также: Последними словами Назара были «Мама, мы завтра уедем»: в результате обстрела Херсонщины погиб 6-летний мальчик
Владимир Полховский — коллега и один из лучших друзей Валерия Саксаганского. Оба работали на одном участке государственными инспекторами Херсонского рыбоохранного патруля.
- Мы познакомились еще студентами, учились на одном факультете Херсонского государственного аграрного университета, только Валерий был на год старше. В 2015 году я пришел работать в Херсонский рыбоохранный патруль и так завязалась наша дружба, — рассказал он «ФАКТАМ». — У Валерия с Анастасией я с любимой гулял на свадьбе, потом через год уже у нас праздновали. И на крестинах друг у друга были. В мае 2021 года у супругов родилась дочь Маргарита, через две недели стал папой и я. Поэтому у нас было много дат, которые вместе праздновали. С Валерием можно было идти в огонь и воду, он был верным другом. До последнего мы ездили с ним на работу, пока город Херсон полностью не оккупировали.
Товарищ остался в Голой Пристани, где с семьей снимали жилье. Потом переехал в Малые Копани на родину. Занимался огородами, с детства их семья специализировалась на выращивании овощей. Накануне трагедии наши коллеги еще общались с Валерием. Он был уже готов выезжать оттуда. Потому что долгое время многие уговаривали его это сделать, раньше он колебался, а тут согласился. Однако не успел. Через два дня мне позвонили и сообщили о том, что семью убили. Признаюсь, что долго не верили, мол, это страшная какая-то шутка. Но оказалось правдой.
Читайте также: «Я обязан быть здесь, что бы ни случилось»: при обстреле Херсона погиб известный врач, спасший тысячи жизней
Версию о том, что Саксаганские планировали уехать, подтверждает и подруга убитой Виктория. Говорит — семья как раз занималась продажей овощей, чтобы заработать средств и в конце сентября с дочерью и младшей сестрой Насти выехать к брату Валерия в Польшу.
- В оккупированных городах и селах Херсонщины очень трудно, большинство не хотели на них работать. Поэтому люди, особенно такие проукраинские, как Настя и Валерий, как могли зарабатывали средства, чтобы убежать оттуда, — добавляет собеседница, — Как мне рассказывали родные семьи, оккупанты не раз требовали у них отдать внедорожник. Они не хотели отдавать. А потом россияне ночью приехали, чтобы отобрать машину. Услышав крики Валерия, Настя выбежала в халате. Защищала мужа, возможно что-то сказала, что не понравилось врагам. И супругов похитили. Где именно их убивали — никто не знает. Соседи слышали крики, мол, быстро оккупанты как приехали, так и уехали. Настю нашли в посадке за селом. Ей несколько раз выстрелили в голову — где-то 3−4 пули. Валерия папа не мог узнать. На лице — вмятина, будто машиной по нему ездили.
Скорее всего, из-за того, что супруги выбежали, то оккупанты в дом не пошли, вероятно так и выжила Маргаритка. Настю долго держали в морге Каланчака, Валерия — в Скадовске. И на днях тела наконец отдали и в одной могиле их и похоронили. Маленькая Маргарита сейчас с родителями и сестрой Насти, которые станут ей опекунами. Добавлю, что несколько месяцев назад в соседнем селе убили и изнасиловали девушку. И вот здесь снова трагедия. В Малых Копанях такого ужаса еще не видели. Там остались семьи с маленькими детьми на руках, теперь все боятся там оставаться. Потому что у каждого были свои причины, чтобы остаться. Например, Настя и Валерий не убегали, потому что у них там были родители, и верили они, что все будет хорошо.
На оккупированных территориях на юге Украины кремль продолжает беспощадную русификацию. Людей заставляют носить российские документы, чтобы российская армия могла призвать их на войну против их соотечественников. Этой практикой, которая является абсолютно незаконной согласно международному праву, владимир путин также создает основу для фиктивных выборов на территориях, которые москва незаконно аннексировала в прошлом году — даже не контролируя их в военном плане.
- Я пробыл восемь месяцев в оккупации, поверьте, многое видел. В соседнем селе парню 18−20 лет на блокпосту глаз авторучкой достали, потому что он не захотел в руки паспорт руки давать. Теперь он остался инвалидом, — делится с «ФАКТАМИ» еще один друг семьи, который в целях безопасности попросил не указывать его имени и фамилии. — А сколько на застенках в подвалах держат людей. Тех, кто отказываются от паспорта, жестоко избивают. А кто сдает координаты или помогает ВСУ, оккупанты сразу же убивают. Пару месяцев назад мужчину забрали с рынка, потому что подозревали в передаче данных, избили. Привезли домой и выбросили. Пока скорая приехала, он уже умер. Оккупанты предупредили население, что если не заключат договор аренды с россиянами, у них все забирают.
Для тех, кто хочет помочь семье убитых, вот реквизиты карточки: 5168 7422 3435 1165
Ранее «ФАКТЫ» писали о подробностях убийства оккупантами супругов фермеров в Херсонской области: «Папу с мамой нашли в погребе».