Тема сервизов, изготовленных знаменитыми украинскими мануфактурами, вызвала у читателей «ФАКТОВ» большой интерес. Сейчас люди стали особенно ценить работы отечественных производителей. Да и всё, что связано с родительским домом, очень близкое и родное.
В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница украинского фарфора, автор книги-альбома «Полонский завод художественной керамики» Людмила Карпинская-Романюк рассказала о знаменитых сервизах Полонского фарфорового завода.
— В чем особенность полонского фарфора и, в частности, сервизов?
— Полонская школа рукотворного фарфора — это целая страница в истории украинского декоративного искусства. В городе Полонное были расположены два предприятия с более чем столетней историей. Завод художественной керамики во второй половине XX века специализировался на выпуске сувенирно-подарочного ассортимента. Это были вазы, скульптуры, чайники, наборы для напитков… А фарфоровый завод массово выпускал сервизы для чая и кофе, наборы для бульона, торта и кекса, разнообразные по форме и разной емкости кружки, чашки с блюдцами, миски, тарелки, пиалы. Еще в 60-е годы здесь сформировался стабильный коллектив художественной лаборатории под руководством Виталия Овчаренко. Авторами новых форм и рисунков были художники Антонина Моисеева, Маргарита Осипова, Инна Щербицкая (Голембиевская), Клавдия Гапонюк (Кравченко), Татьяна Потравна, Виталий Горолюк. В период с 1985-го по 2003 год главным художником завода стал Николай Козак. В это время на предприятии сформировались свои традиции в создании форм и декора. Для изделий массового производства, составляющих основное количество продукции, характерна гладкая поверхность округлых форм с простым силуэтом. Их украшали с помощью аэрографа, штампа, иногда и рисунков ручной росписи.
Десять лет назад вышла в свет моя книга — альбом «Полонский завод художественной керамики», — которая в Национальном конкурсе публикаций на темы гончарства и керамики в Украине заняла первое место в номинации «Лучший альбом, каталог» среди изданий 2013 года. В издании — полный обзор работы этого предприятия, каталог скульптурной продукции, биографии скульпторов и художников. К тому времени о мастерах, которые тут работали, практически не было упоминаний в энциклопедиях, мне хотелось рассказать людям о высоком профессионализме и яркой индивидуальности тех, кто создавал такую красоту.
— Какие сервизы Полонского фарфорового завода самые известные и в чем их особенность?
— В 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка технических и технологических достижений человечества после Второй мировой войны. Число посетителей этого форума достигло 30 миллионов человек. Эта выставка стала первой, где Полонский фарфоровый завод представил свои изделия на международном уровне. Наряду с лучшими образцами мировых производителей там демонстрировался тонкостенный кофейный сервиз «П-2». При отборе образцов на «Expo-58» этот сервиз привлек внимание выставочной комиссии своим качеством и просвечиваемостью черепка, простым лаконичным силуэтом, деликатным украшением белой поверхности изделий. Форму сервиза изготовил скульптор Виталий Горолюк, а украсила его изумрудными и оранжевыми полосками с золотым орнаментом главная художница завода Маргарита Осипова.
Следующим этапом показа изделий Полонского фарфорового завода за границей была Международная ярмарка осенью 1959 года. Она ежегодно проводилась во французском городе Марселе и была неотъемлемой частью ежегодных городских мероприятий, которые проходили с конца сентября по начало октября в Парке Chanot, где встречались художники, ремесленники и экспоненты со всего мира. Открытый в том году павильон Украины находился в центре внимания. В экспозиции фарфоровой отрасли Украины были тонкостенные сервизы — для кофе «П-2» и чайно-кофейный «П-3».
Также сервизы Полонского фарфорового завода экспонировались на выставках в Париже, Вене, Брно. Один из известных сетов, очень элегантный и изысканный, — тонкостенный ликерный набор «Роксолана». Его не раз представляли на выставках.
Очень красивый чайный набор «Золушка», созданный по мотивам известной сказки. Рассматривая рисунки на блюде для торта и чайных чашках, будто погружаешься в сказочный мир.
— Какая красота!
— Интересна история сервиза «Серенада». Этот гарнитур для кофе в черной глазури и позолоте выкупили прямо с выставки в Монреале. Новое произведение художницы с использованием глазури черного цвета стало «визитной карточкой» Полонского фарфорового завода, где эта техника декорирования была применена впервые в стране. Чайный и кофейный сервизы «Серенада» создала заслуженный работник легкой промышленности Зинаида Олексенко в 1988—1990 годах. Сервиз с названием лирической приветственной песни, распространенной в период средневековья в Италии и Испании, которая исполнялась вечером или ночью под окнами возлюбленной, чтобы поведать о своих чувствах, привлекает своим изяществом и элегантностью.
— Настоящие жемчужины искусства! А какие полонские сервизы есть у многих людей?
— Таких немало. Полонские сервизы привлекали людей оригинальной отделкой, высоким качеством, доступной ценой. Стандартная комплектация была обычно на 6 и 12 персон. Чайный состоит из чашек с блюдцами, десертных тарелок, заварочного чайника, сахарницы, молочника или емкости для сливок, масленки, подноса. Кофейный имеет те же предметы, что и чайный, но кофейные чашки и блюдца меньше по размеру, а вместо заварочного чайника — кофейник. Кроме того, в комплект могут входить ложки (мерная и сахарная), турка, поднос, подсвечник. Каждый предмет, используемый при традиционном чаепитии, был создан так, чтобы в полной мере раскрыть все нотки чая. Каждый сервиз имеет свой стиль, каждый исполнен талантливым мастером. Скажем, Валерий Богач сервиз для кофе «Лилия» (на фото в заголовке) посвятил красивейшему цветку, символу девичьих чар и чистоты. Комплект является примером утонченного вкуса. Он идеален для наслаждения кофе во время долгих уютных разговоров, приятных встреч и милых свиданий. Кстати, полонские сервизы крупными партиями экспортировались во многие страны мира: Соединенные Штаты Америки, Испанию, Францию, Кубу, Иорданию, Саудовскую Аравию…
Читайте также: «Хрусталь из бабушкиного серванта прекрасно сочетается с современной посудой», — дизайнер интерьера Татьяна Денисенко
Полонские работы находятся в коллекциях разных музеев Украины, в том числе в Национальном музее украинского народного декоративного искусства (г. Киев), Сумском художественном музее, Хмельницком областном краеведческом музее, Переяслав-Хмельницком историко-культурном заповеднике, Черноморском музее изобразительных искусств им. А. Белого, Миргородском краеведческом музее. Основная экспозиция находится в Полонском историческом музее.
— Какой полонский сервиз ваш любимый и почему?
— Утонченной красоты сервиз для кофе «Снегири» я подарила маме на день рождения. В течение многих лит он стоял у нее в серванте. Сейчас он мой любимый.
Ранее о секретах бабушкиных сервантов «ФАКТЫ» расспрашивали старшего научного сотрудника Национального музея «Киевская картинная галерея», сотрудницу фондов Музея фарфора и Музея декоративно-прикладного искусства в Дрездене Елену Корусь.
Читайте также: Александр Швец: «Моя мечта еще до конца не осуществилась»
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк
На фото в заголовке: В. Богач. Кофейный сервиз «Лилия». Полонский ФЗ. 19