Мало кто знает, но написание иконы на рыбе — древняя чумацкая традиция, а ученые уверены, что такие изображения были оберегами. В начале ХХ века были известны шесть таких икон: пять написаны на камбалах и одна — на голове сома. До наших времен сохранилось только три, и лишь одна осталась в Украине.
— Чумацкие иконы на рыбе малоизвестны и недостаточно изучены, поскольку сохранилось очень незначительное количество работ и мало информации об их использовании чумаками. У нас на выставке представлено шесть икон, которые поступили в музеи в ХХ веке, но были созданы в ХІХ веке, — рассказала «ФАКТАМ» Алиса Зинкевич, старший научный сотрудник Белоцерковского краеведческого музея. — В 1901 году действительный член Исторического общества им. Нестора-Летописца Владимир Щербина во время этнографической экспедиции зафиксировал в церкви Святого Николая Чудотворца в селе Синява на Киевщине две иконы, написанные на рыбе (камбале). Одну из них священник Павел Волков передал музею общества и рассказал, что иконы были пожертвованы местными жителями — чумаками, которые ездили в Крым, в благодарность за то, что их волы уцелели от мора. Вторая икона из церкви села Синява попала в Белоцерковский окружной музей в 1925 году. В инвентарной книге зафиксировано поступление еще одной иконы на камбале, также в 1925 году, от жителя села Прусы Рокитнянской поселковой общины Киевской области Грабовского Антона Осиповича. К сожалению, ни сами эти иконы, ни их описание или изображение не сохранились. Так что нам известно о пяти иконах на камбале, которые поступили в музеи (четыре из церквей, одна от селянина, возможно, старого чумака). Четыре иконы, которые находились в церквях, были пожертвованы чумаками. В одном случае сохранилась информация, что пожертвовали иконы в знак благодарности за то, что все волы спаслись от мора.
В общем, чумаки, как богатые прихожане, могли постоянно жертвовать деньги на церковные нужды, поэтому священники без возражений принимали в церкви достаточно необычные для общества, но важные и символические для чумаков иконы на камбале, которые можно считать одним из символов чумацкой профессии. Ведь чумаки с Юга привозили два основных товара — соль и рыбу.
Рыба — один из первых символов Иисуса Христа. Символ рыбы христиане впервые использовали во II веке. Греческое слово «ихтис» означает «рыба». И это также аббревиатура, акростих, поскольку это инициалы греческих слов, которые переводятся как «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Основные сюжеты икон на головах рыб были: «Крещение Господне», «Святой Николай Чудотворец», «Святая Ида со святым Николаем Чудотворцем», «Святая Троица».
По словам собеседницы, камбала довольно удобна для написания на ней иконы: имеет достаточную ширину и незначительную толщину, поэтому хорошо высыхает. Но этнографами зафиксирована легенда о рыбе Божией Матери — камбале. Она проводит сравнение между возникновением камбалы и воскресением Иисуса Христа.
— Её вариации зафиксированы на Киевщине, — рассказывает Алиса Зинкевич, — на Подолье и Зеленом Клине: «Говорили нам, что в том краю будете жить, как у Бога за дверью. Хлеб родит так, что лучше не может быть; лес, вода, что хочешь — все есть. А монахи да попы говорили, что есть там рыба и что Матерь Божия ела в Чистый четверг, когда оплакивала умершего Сына, а когда к ней пришел ангел и спросил ее, почему она плачет, то она сказала, что плачет об умершем Сыне. Тогда ангел сказал ей: «Не плачь, твой Сын воскреснет». Матерь Божья сказала: «Как воскреснет Сын, если умерла рыба?». А рыба и ожила. Только Богородица уже половину съела, так что рыба получилась однобокая. Мы приехали и увидели ту рыбу. Здесь ее называют «камбала».
Также одна быль, записанная в 1920-х годах со слов чумака Степана Гордия, проживавшего в городке Лысянка Черкасской области, подтверждает, что чумаки также совершали паломничество в Иерусалим и могли видеть такие святыни. Возможно, поэтому появилось желание создать для себя святыню на местном материале — камбале. Неизвестно, как именно чумаки использовали иконы на рыбе перед тем, как передавали их в церковь. Но можем предполагать, что перед началом сезона чумаки заказывали деревенскому богомазу икону на рыбе, которой пользовались весь сезон. По завершении сезона икону на рыбе могли пожертвовать храму, а могли и оставить дома.
Подчеркивая свою особенность, некоторые чумаки золотили волам рога. Вероятно, с этим связано и использование икон на рыбе — желание подчеркнуть свою уникальность. Обычно чумацкий сезон завершался на Покров. Затем они отгоняли волов на юг, арендовали участок земли и покупали заранее заготовленное сено. Строили загоны для скота и землянку для себя. В землянке, как и в обычном доме, должна быть икона. Также иконы нужны были на протяжении всего цикла зимних праздников. Учитывая особенности быта чумаков, у них возникали некоторые характерные традиции: «засевание» волов (как людей) на Новый год или освящение волов на Крещение. В описаниях чумаков, как они проводили праздники на зимовке, не упоминаются церкви и иконы, и это понятно, потому что истории о церкви чумаки рассказывали об исключительных случаях, выбивавшихся из общего течения жизни. На зимовке иногда церковь могла находиться недалеко, и ее можно было посетить. А молитва перед иконой была столь обязательна, что об этом и не упоминали.
До настоящего времени сохранились только две двусторонние иконы на камбале — XIX в. из храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Демки Черкасской области. С одной стороны изображен Иисус Христос, с другой — Богородица. В 1906 году эти иконы были переданы украинским археологом и собирателем украинской старины Иваном Зарецким в Российский этнографический музей, где экспонируются и сейчас.
В Украине хранится единственная икона на голове рыбы — сома, которая представлена на выставке, она — из коллекции Национального заповедника «Киево-Печерская лавра». Икона «Крещение» изготовлена в XIX — начале ХХ века в Палестине и привезена в Киев неизвестным паломником.
— Такие палестинские иконы на головах рыб, вероятно, являются прототипами для возникновения чумацких икон на камбале, — считает Алиса Зинкевич. — Единственной, кто сейчас в стране создает подобное, является херсонская художница Оксана Оснач, ее иконы и рисунки представлены у нас на выставке. После оккупации Херсона она уже не могла создавать иконы из-за тяжелого психологического состояния. После освобождения города Оксана Оснач уехала в Киев, где написала еще три иконы на рыбе, которые представлены на выставке.
Читайте также: «Синичка издавна считается оберегом»: художница Ольга Ковтун о символах на картинах