Домашний уют невозможен без вещей, знакомых нам с детства. Пожалуй, в каждой семье сохранилась посуда, которая была украшением бабушкиных и родительских сервантов. Она напоминает о семейных праздниках, когда за столом собирались родные и близкие люди, о важных семейных событиях — днях рождения, свадьбах… Ныне тема родного дома у каждого из нас на устах, потому что он — основа основ в жизни каждого человека.
Сегодня собеседница «ФАКТОВ» — исследовательница истории предметов быта, директор Ямпольского краеведческого музея на Сумщине, организатор выставки «Вселенная стекла» Елена Тахтай. Она рассказала читателям о бытовом стекле из бабушкиных сервантов, которое есть практически в каждой семье.
— Пожалуй, в каждой семье, где чтят традиции и бережно хранят предметы старины, можно увидеть рядом с фарфором стеклянную посуду, — говорит Елена Тахтай. — Изысканные вазы, графины, бокалы, фужеры наших мам и бабушек были символами благополучия и занимали почетные места в сервантах. Эта посуда нередко передавалась из поколения в поколение. Для кого-то это теплые воспоминания. Многих привлекает художественная ценность винтажного стекла.
— Как известно, особенно ценился хрусталь…
— И это не случайно, поскольку он олицетворяет изысканность, красоту и шик. Все эти категории вне времени. Эффект его переливов в лучах света завораживает. Хрусталь был создан случайно. В XVII веке англичанин Георг Равенскорг, экспериментируя со стеклом, добавил в него оксид свинца и получил чрезвычайно прозрачный материал, который был назван хрусталем. Как и все новое, первоначально звонкие предметы были доступны только знати. Естественно, с течением времени технология производства усовершенствовалась и хрусталь стал полностью доступным.
Хрустальные изделия всегда ценились тем, что производились вручную. Только очень простые вещи (например, сувениры, пепельницы) создавались на конвейере. Все остальное проходило через руки мастера. Ассортимент хрустальных изделий огромен: салатники, блюда, менажницы, пиалы, вазы, сахарницы… Из хрусталя также изготавливались светильники, подсвечники, рамки, статуэтки и многое другое.
Возвращаясь мыслями в свое детство, вспоминаю, как бережно мамочка хранила на полках серванта хрустальную посуду. В те времена хрусталь стоил дорого, за ним даже нужно было постоять в магазинных очередях. А богемский хрусталь можно было получить только по блату. Спрос населения на элитное стекло удовлетворяли украинские предприятия: Киевский завод художественного стекла, Львовское производственное объединение «Радуга» и другие. Кстати, хрусталь был одним из самых желанных подарков.
— В экспозиции вашей выставки есть изделия из кобальтового и красного рубинового стекла. Чем они интересны?
— Кобальтовое стекло относится к цветному. Пик его популярности у нас был в 1950—1980-е годы. Продукцию синего цвета выпускали Стрыйский стеклозавод (Львовщина), Киевский завод художественного стекла, Константиновский стекольный завод (Донецкая область) и другие. Она была популярна и за границей. Цветное стекло получают путём добавления в стеклянную массу оксидов металлов. Так, марганец дает коричневый цвет, хром — зеленый, никель — фиолетовый, железо — красно-бурый… Красный цвет всегда привлекал внимание людей. Поэтому рубиновое (красное) стекло обычно пользовалось большим спросом. Рубиновое стекло считалось самым сложным в производстве, поскольку содержало около десяти элементов и производилось в несколько этапов. Потребность населения в красном стекле удовлетворяли украинские производители: стекольные предприятия Киева, Харькова, Гостомеля (Киевщина), Светловодска (Кировоградщина), Рубежного (Луганщина), Стрыя (Львовщина) и другие. В интерьерах домов второй половины ХХ века можно было встретить красные акценты в виде изысканных ваз, бокалов, разнообразных блюд. Следует отметить, что они не только украшали жилье, но и подчеркивали характер хозяев как людей активных и амбициозных.
— Какие предметы из стекла были редкими?
— Например, крюшонницы. Нетрудно догадаться, что они связаны с крюшоном. Название этого напитка имеет французские корни и переводится как «кувшин». Это популярный коктейль, в котором в некоторых количествах сочетаются вино, шампанское, ликер, фруктовые соки, сиропы, ягоды и фрукты. Интересна история создания крюшона. По легенде этот напиток появился в Версале, а придумал его известный в XVIII веке коллекционер вин де Крюшон. Во время одного из мероприятий, вроде современных фестивалей вин, стояла такая жара, что никто даже не прикоснулся к алкогольным напиткам. И тогда Крюшон взял самую большую чашу и смешал в ней охлажденные легкие вина, соки, фрукты, ягоды. Для игривости добавил шампанского. Гости были в восторге от напитка. «Крюшон! О, Крюшон!» — только и звучало вокруг. Этот напиток популярен и сейчас. Настоящий крюшон начинается с правильной посуды для него. Для крюшона есть особые наборы. Они состоят из крюшонницы из прозрачного стекла, а также стаканов или бокалов, к которым добавляется разливная ложка. Приятно отметить, что на выставке «Вселенная стекла» в Ямпольском краеведческом музее экспонируется крюшонница из марганцевого стекла 1980-х годов.
— Какие еще образцы отечественного стекла на вашей выставке считаете наиболее интересными?
— Идею создания выставки «Вселенная стекла» я вынашивала два года. Полагаю, что в наше тревожное время людям нужно пространство, где они могли бы перезагрузиться и зарядиться положительной энергией. Поэтому посещение музея — своеобразная aрт-терапия. Благодарна всем, кто отозвался, чтобы наполнить выставочное пространство своими домашними вещами, и предоставил мне возможность исследовать бытовое стекло ХХ века. Горжусь локацией «Хрусталь». Она элегантная, изящная и грациозная. Ее наполнила винтажная хрустальная посуда отечественных производителей, стекольных заводов Чехословакии и Германии. В экспозиции присутствует эксклюзив — «поющий» коньячный бокал. Загадочным и мистическим на выставке является урановое стекло. Многие из нас, имея дома удивительные стеклянные вещи зеленого цвета разных оттенков, даже не подозревали, что они из уранового стекла. Это вазы, наборы для напитков, интерьерные скульптуры. В Украине выпуском уранового стекла занимался Стрыйский стекольный завод (Львовщина). Очень интересное разноцветное меланжевое стекло — это обычно посуда и скульптуры 1950−1980-х годов. Всем нам известны с детства скульптуры-рыбы с причудливой абстракцией разных цветов.
Читайте также: «Знаменитый ликерный набор „Рыбы“ можно встретить на блошиных рынках Польши, Германии и Чехии», — эксперт по фарфору Елена Корусь
— Как следует использовать стеклянные изделия прошлого сегодня? Пусть стоят в сервантах для красоты или советуете использовать их при сервировке стола?
— Винтажное стекло сейчас переживает бум. Оно модно и пользуется большим спросом. Вместе с фарфором и фаянсом прекрасно вписывается в современный дом. Поэтому советую всем доставать из коробок спрятанное цветное стекло и давать ему вторую жизнь. Как известно, синий цвет успокаивает. А людям амбициозным и целеустремленным, пожалуй, особенно нравится красное. Поэтому рубиновые вазы, бокалы, фужеры должны быть рядом. Хрусталь украсит не только классический интерьер, но и отлично впишется в любую современную обстановку. Посуда из бабушкиных сервантов экологически чистая. Сервируйте ею стол не только для красоты, но и для здоровья.
Ранее в интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница украинского фарфора, автор книги-альбома «Полонский завод художественной керамики» Людмила Карпинская-Романюк рассказала о знаменитых сервизах Полонского фарфорового завода.
Фото из альбома Елены Тахтай